Индекс потребительской уверенности во втором квартале незначительно вырос
Индекс потребительской уверенности во 2 квартале 2016 года вырос до минус 17% против минус 22% в 1 квартале 2016 года, что обусловлено ослаблением инфляционных ожиданий и опасений, связанных с курсом рубля, а также улучшением ситуации на рынке труда и ослаблением опасений потерять работу. Об этом говорится в сообщении Sberbank Investment Research по результатам исследования «Потребительский индекс Иванова» (Фамилия Иванов считается самой распространенной в России, а условный Иванов в обзоре является типичным представителем российского среднего класса).
Исследователи отметили положительную поквартальную динамику всех компонентов индекса. В целом значение индекса за 2 квартал 2016 года выросло за счет улучшения оценки текущей ситуации, а не за счет изменения ожиданий и перспектив.
Индекс национального благосостояния за 12 месяцев вырос с минус 40% в 1 квартале 2016 года до минус 30%. Вероятно, это обусловлено продолжающимся замедлением инфляции, ослаблением опасений, связанных с курсом рубля, и улучшением ситуации с занятостью. Доля Ивановых, считающих экономику страны нестабильной, также сократилась – до 83% против 86% в 1 квартале 2016 года. Это показывает, что население стало чуть более уверенно оценивать экономические перспективы, отмечает Sberbank CIB.
Индекс, оценивающий условия для совершения крупных приобретений, стабильно растет, пройдя минимум в 4 квартале 2015 года (минус 34%). Его значение во 2 квартале 2016 года составило минус 26% против минус 31% кварталом ранее.
Уровень безработицы среди респондентов Sberbank CIB снизился до 11,3% по сравнению с 12,1% в 1 квартале 2016 года. Индекс чистого найма вырос до минус 43%, тогда как в предыдущем квартале его значение составило минус 45%. При этом 7% работающих Ивановых отметили, что их работодатели нанимают новый персонал. Доля респондентов, опасающихся увольнения, уменьшилась с 44% в 1 квартале 2016 года до 39% во 2 квартале 2016 года. Все это ослабило опасения опрошенных относительно безработицы: ее считают главным источником беспокойства 54% респондентов (в предыдущем опросе – 60%).
С начала года у 25% Ивановых заработная плата была повышена или индексирована на 6,4%, т. е. в среднем по выборке повышение составляет 1,6%. При увеличении заработной платы на 1 тыс. руб. в месяц Ивановы предполагают тратить 29% прибавки на продукты питания (сейчас на это тратится 38% дохода), 14% – на одежду и товары для дома (против текущих 15%), а 17% – откладывать (сейчас доля сбережений составляет лишь 7%).
Доля Ивановых, не имеющих сбережений, выросла до 43% во 2 квартале 2016 года по сравнению с 41% в предыдущем квартале, а доля месячного заработка, отложенная в качестве сбережений, снизилась с 7% до 6,7% во 2 квартале 2016 года. По-видимому, слабая динамика заработной платы и доходов населения негативно сказывается на уровне сбережений, отмечают исследователи.
Доля Ивановых, чувствительных к уровню цен, достигла нового исторического максимума (77%) после 76% в 1 квартале 2016 года и 75% в 4 квартале 2015 года. Доля тех, кто перешел на более дешевые товары, немного снизилась – до 69% против 70% в предыдущие два квартала. «Охота за ценами» продолжается: доля потребителей, стремящихся сэкономить, приобретая продукты питания со скидкой чаще и в больших объемах, снизилась относительно предыдущего квартала, но осталась на уровне 57%, что намного выше, чем в прошлом году (50%). Более того, 23% покупателей приобретают большинство продуктов питания в одном магазине, но при этом также посещают другие сети только ради промоакций. Доля респондентов, которые ходят в некоторые магазины лишь для покупки товаров со скидками достигла во 2 квартале 2016 года рекордного уровня 47% против 43% в 1 квартале 2016 года.
Впрочем, стабилизация потребительских привычек продолжается: среднее количество торговых сетей, в которых Ивановы совершают покупки, осталось таким же, как в 1 квартале 2016 года – 2,2 против 2,9 во 2 квартале 2015 года. После длительных поисков потребители определили, в каких сетях есть наиболее выгодные предложения. Если эта тенденция сохранится, к концу года ритейлеры будут проводить меньше агрессивных промоакций, считает Sberbank CIB.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.