Как сторителлинг может помочь бизнесу
Лариса Зорина, бизнес-тренер, коуч, основатель Лаборатории публичной речи и коммуникации Step2Future (www.step2future.ru)
С началом использования огня около 400000 лет назад люди стали собираться у костра после трудного дня охоты или собирательства и рассказывать друг другу истории. Эти истории информировали ближних о потенциальных опасностях, обучали их и пробуждали воображение. Спустя много веков мы все так же любим истории — наш мозг просто заточен на них. Когда мы выходим что-то рассказывать аудитории, она ждет завязку, развитие событий и развязку повествования. Слушатели жаждут героя, которому предстоит решить задачу, и спешат узнать о благополучном разрешении проблемы.
Нейропсихологи установили, что в момент прослушивания истории кардинально меняется биохимия мозга. Активизируются вещества, отвечающие за внимание (кортизол), за эмпатию (окситоцин) и хорошее настроение (допамин). Благодаря этому информация, переданная с помощью истории, запоминается лучше, чем даже самые структурированные факты и доводы.
Неудивительно, что истории и сейчас являются одним из лучших способов обмениваться идеями. Многие передовые менеджеры, как Ричард Бренсон (создатель Virgin), собирают свои команды, чтобы делиться историями и находить новые решения для бизнес-задач. Устраиваются целые конференции, где подвижники и успешные бизнесмены делятся своими историями успеха (success story). Сторителлинг уверенно завоевывает сферу бизнес-презентаций и сейлз-питчей.
Сторителлинг – действие, направленное на трансформацию идеи в повествование, которое способно информировать, убедить, развлечь или вдохновить аудиторию.
Как можно использовать истории для развития бизнеса?
1. Истории отлично помогают мотивировать людей. Здесь особенно хороши истории о сложностях, о предыдущих провалах, о начале с нуля. Истории о преодолении проблем и создании чего-то уникального вдохновляют людей, вселяют в них веру в свои силы. Таковы истории Стива Джобса, Илона Маска и т.д. Их путь был тернист, но их продукты взорвали рынок, завоевали сердца потребителей, сделали их создателей знаменитыми.
2. С помощью истории можно ёмко и точно рассказать о системе ценностей компании или руководителя.Гостеприимство, лояльность, честность – это довольно абстрактные концепции, каждый вкладывает в эти слова что-то свое. История же, иллюстрирующая одну из ценностей, поможет донести основную суть гораздо быстрее и ярче, вызывая нужные эмоции и помогая отбирать именно тех людей, которые впишутся в корпоративную среду.
Например, один из топ-менеджеров крупной IT-компании часто делится со своими коллегами и клиентами личной историей. Однажды он собрался ехать вечером на важный прием, а днём обнаружил, что от парадного смокинга отлетела и потерялась пуговица. Он помчался в крупный магазин швейной фурнитуры. Пуговица была особенная, обшитая тканью, и точно такой в наличии не оказалось. Сначала все разводили руками: ничем не можем помочь. Но потом один из старших продавцов предложил решение: обшить все пуговицы другой тканью, которая даже еще лучше подходила к смокингу, и кроме того, ему предложили платочек в кармашек, тоже из этой ткани. Он согласился, и уже через час все было готово. Смокинг даже стал смотреться более эффектно! Весь вечер на приеме ему делали комплименты. Конечно же, он остался очень доволен, и всегда рекомендовал этот магазин всем своим знакомым. О чем эта история? Об ориентированности на клиента, а точнее – посыл ее в том, что для клиента нужно стараться сделать все возможное, чтобы сделать его счастливым и лояльным покупателем. И она в тысячу раз убедительнее и работает лучше любых лозунгов вроде тех, что «мы ценим нашего клиента», «наш клиент – это наше все» и т.д.
3. История отлично помогает в брендировании. С помощью истории можно формировать бренд, продвигать его и повышать лояльность потребителей. Есть очень много примеров в международном масштабе – Mary Kay, Apple,Google и т.д. Но прежде всего я хочу упомянуть российские компании, умело формирующие лояльность к бренду с помощью историй, которые этот бренд рассказывает. Это история создания и развития сети кафе «Андерсон», названного в честь Густава Андерсона, любимого кондитера известной шведской писательницы Астрид Линдгрен. Это истории о человеческих ценностях, о которых пишет во вложенных в упаковку зубных паст «Сплат» письмах генеральный директор Евгений Демин. А если взять социальное предпринимательство, то, например, бренд CoccoBello (крем-мед с ягодами), созданный Гузель Санжаповой, – одна сплошная история о том, как отличная идея помогает целой деревне, создавая рабочие места и принося радость деятельности в жизнь ее обитателей. Бренд, выстроенный с помощью сторителлинга, — всегда яркий, отличный от других, вызывающий эмоции и желание приобщиться к нему.
Находить свои — уникальные, яркие и «цепляющие» истории, которые затронут сердца и умы Вашей аудитории – непросто. Но это тот навык, который обязательно обеспечит вам квантовый скачок в бизнесе и в жизни и который вполне можно освоить.
Зорина Лариса — бизнес-тренер, коуч (сертификат немецкого союза коучей Deutsches Verband Coaching), основатель Лаборатории публичной речи и коммуникации Step2Future (www.step2future.ru), автор тренингов, среди них «Магия публичной речи. Принцип сторителлинга», автор мини-книги «7 способов обрести уверенность в публичных выступлениях». Имеет 16-ти летний опыт публичных выступлений. Удостоена высшей награды международного клуба ораторского мастерства и лидерства Toastmasters Int. Училась ораторскому искусству и сторителлингу у ведущих европейских мастеров.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.