«Мягкие» навыки – шаг к успеху бизнеса
Виктор Михайлов, организатор, продюсер бизнес-тренингов
Мир стремительно меняется, а вместе с ним меняются и требования, которые компании предъявляют к работникам. В современных условиях, когда развитие информационно-коммуникационных технологий способствует повышению информированности людей и обладание какими-либо знаниями уже не свидетельствует об исключительности того или иного человека, гораздо большее значение приобретает уровень развития личности. Ценности и поведенческие установки, коммуникабельность, оперативность мышления, способность к анализу и к работе с большими объемами информации – все эти качества оказываются куда более ценными, чем усвоенный набор конкретных профессиональных навыков.
«Мягкие» и «жесткие» навыки
Создать хорошо разработанную систему навыкового тренинга не столь и просто. Прежде всего, следует понимать различия между «жесткими» и «мягкими» навыками. К «жестким» навыкам (hard skills) относится усвоенный набор конкретных профессиональных знаний, который применим в определенной ситуации. Главный минус «жестких» навыков заключается в том, что они работают только в определенных, конкретных условиях. Достаточно произойти незначительному изменению условий труда – и обладание «жесткими» навыками может оказаться практически бесполезным. Работника придется переучивать, вкладывая в переподготовку силы и средства.
«Мягкие» навыки (soft skills) представляют собой комплекс необходимых качеств – коммуникабельность, способность к поиску и обработке информации, обучаемость. Они работают в любой ситуации, а человек, обладающий «мягкими» навыками, легко приспосабливается к ситуационной конкретике и оперативно вырабатывает для себя наиболее применимые в конкретной ситуации модели поведения или решения задач.
Современность — эпоха «мягких» навыков
В современном бизнесе именно «мягкие» навыки оказываются наиболее востребованными. Это объясняется, прежде всего, высокой динамикой развития во всех аспектах современной жизни. То, что вчера было актуально, сегодня уже теряет свой практический смысл. Адекватно и оперативно реагировать на текущие изменения как раз и позволяет развитие «мягких» навыков. Свою лепту вносит и все более широкое распространение удаленной работы, дистанционного обучения и других аналогичных видов деятельности, требующих наличия «мягких» навыков.
В то же время, в современной России сфера «мягких» навыков в бизнесе развита, на наш взгляд, недостаточно эффективно. Это – не только результат исторически сформировавшейся традиции авторитарного администрирования, но и следствие специфики отечественной системы образования на самых разных уровнях – от средней школы до послевузовской подготовки научных кадров. Система обучения в России построена именно на усвоении «жестких» навыков, то есть – строго определенных объемов знаний, конкретных предметов и дисциплин, с минимальным вниманием к практическим занятиям.
Нехватка «мягких» навыков – проблема российского бизнеса
Естественно, что низкий уровень развития «мягких» навыков не может не отражаться на ситуации с качеством подготовленности кадров в российском бизнесе. Вроде и специалисты обладают необходимыми профессиональными знаниями, но им не хватает способностей работать в команде, принимать решения, проявлять инициативу. Очень большая проблема – недостаточно развитые способности к координации совместных действий, отсутствие представлений об элементарной субординации, наконец – повышенная конфликтность. Поэтому развитие «мягких» навыков у специалистов представляется очень важной задачей именно в российских условиях, где на «мягкие» навыки традиционно не обращали большого внимания.
Пришло время воспитывать «лидеров»
О том, что в современных условиях на первое место выходит менеджмент «мягких навыков», говорит (http://hbr-russia.ru/liderstvo/psikhologiya-liderstva/a17082/#ixzz4FsrnAPOC) и Герман Греф – президент и председатель правления «Сбербанка России», компании, чей облик и стиль деятельности за годы его руководства претерпели колоссальные изменения. По словам Грефа, сегодня не столь важны профессиональные и управленческие качества работника, главное – его потенциал. Поэтому «soft skills» и выходят на первое место. Современные компании стараются воспитывать лидеров, а не простых «технарей» — исполнителей, как прежде. Ведь именно лидер с развитыми «мягкими навыками» способен действительно привести команду к успеху, правильно подбирая кадры и осуществляя эффективный менеджмент персонала.
Три компонента «мягких» навыков
«Мягкие» навыки складываются из трех базовых компонентов. Во-первых, это личные качества, врожденные и привитые в раннем детстве: трудолюбие, аккуратность, исполнительность и т.д. Во-вторых, это коммуникационные навыки. Они особенно значимы для тех специалистов, чьи профессиональные обязанности подразумевают активную работу с людьми. Навыки коммуникации не только заложены природой (общительность), но и нарабатываются, развиваются в человеке, в том числе и благодаря систематическим тренировкам. Наконец, третий компонент soft skills включает в себя ту часть профессиональных знаний и навыков, которые нарабатываются с опытом и которые практически невозможно получить в учебном заведении. К ним относятся всевозможные связи, базы данных, языковая практика, умение поиска и анализа информации и так далее.
Как приобрести «мягкие» навыки?
«Мягкие» навыки современный бизнесмен или менеджер приобретает опытным путем, сталкиваясь с многочисленными проблемами и трудностями. «Жизнь научит», — это крылатое выражение как раз о «мягких» навыках. Но может и не научить, либо научить слишком поздно. Зачем учиться на собственных ошибках, тем более совершаемых многократно и угрожающих финансовому благополучию – личному или всей компании, если развить «мягкие» навыки позволяет существующая система навыковых тренингов? Любой компании лучше обратиться к практике таких тренингов, а именно – организовать занятия персонала у высококвалифицированных и опытных «звезд» этого направления. Другой альтернативы – нет. Или вы озаботитесь решением этого вопроса, или будете сталкиваться со всевозможными неудачами на своем пути.
Михайлов Виктор в 2012 году с нуля организовал первый тренинг Фрэнка Пьюселика в СПб. Потом на год уехал и работал у него в офисе. С 2013 по сегодня организовал более 10 масштабных проектов Питере и Москве. В данный момент расширил пул тренеров до трёх: Анвар Бакиров, Вадим Демчег и Фрэнк Пьюселик. На крайнем тренинге НЛП практик было 134 человека и мы поставили рекорд по кол-ву участников на НЛП практик в России, а может быть и в мире)
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.