Муниципальная реформа так и не сделала местных депутатов реальными субъектами столичной политики — эксперты
Московская электоральная повестка в этом году — осенние выборы в Советы депутатов муниципальных районов столицы. Так в единый день голосования 10 сентября пройдут выборы во всех районах, кроме Щукино. Осенняя кампания в цифрах выглядит так: примет участие население 125 районов и 21 поселения. В каждом совете заседают более 10 депутатов, за каждый депутатский мандат по прогнозам поборются 10-20 кандидатов. Таким образом, могут выдвигаться от 15-25 тысяч претендентов.
Оценить значимость предстоящих местных выборов и политической активности в Москве мы попросили экспертов: Владимира Трофименко, предпринимателя, генерального директора сети многофункциональных центров «Мой кабинет»; Леонида Филатова, заместителя генерального директора компании «ЮрЛига-М»; Дмитрия Ястребова, главного научного консультанта компании «Юридическая служба столицы»
Муниципальные депутаты: кто эти люди?
Владимир Трофименко: Муниципальными депутатами обычно становятся гражданские активисты, это могут быть директора школ, представители малого бизнеса, просто инициативные люди. Совсем не обязательно при этом состоять в политической партии – большая часть депутатов беспартийные.

Владимир Трофименко
Муниципальные депутаты не получают зарплату за свою деятельность, за исключением председателя собрания. Депутаты занимаются вопросами распоряжения муниципальным имуществом, распределения местного бюджета, а также проведением спортивных и увеселительных мероприятий в своем округе. Помимо того, они имеют право обращаться к представителям власти о законности тех или иных процессов. Обычно это касается точечного строительства, посягательств на парковые зоны и т.п.
«Полномочий у депутатского корпуса в Советах депутатов крайне мало, несмотря на постоянные дискуссии о их расширении», — считает Леонид Филатов. — В действительности, за последние годы, произошла девальвация статуса местного депутата, который не способен в одиночку решать проблемы своих избирателей, Советы депутатов стали проводниками не мнения местного сообщества, а решений органов исполнительной власти. Какие есть у депутатов реальные полномочия? Никаких, кроме тех, которые формально зафиксированы, но не реализуемы на практике.
«Многие разочарованы в своих избранниках, в том числе и из-за того, муниципальная реформа так и не сделала местных депутатов реальными субъектами столичной политики, а местное самоуправление – прочной основой демократии и гражданского согласия. Часто, решения принимаются, без учета мнения местных жителей, что подрывает авторитет муниципальной власти», — резюмирует Дмитрий Ястребов.
Борьба развернется между тремя партиями

Леонид Филатов
Леонид Филатов: Активность на предстоящих муниципальных выборах в Москве не будет сенсационной. Ожидаемо в Советы депутатов пройдут кандидаты от «Единой России», которой необходимо постоянно укреплять низовой уровень власти. Возможно избрание некоторых общественных деятелей так называемого либерально-протестного крыла, но лишь единично. В результате, при принятии любых значимых решений органом местного самоуправления, позиция протестных депутатов не будет иметь существенного влияния.
Дмитрий Ястребов также склонен считать, что депутатами станут члены основных партий, главным образом, — «Единой России», либо те, кто будет позиционировать себя в качестве «независимого» кандидата, но реально, связанного с «партией власти».
— Очевидно, что будет ожесточённая борьба «Яблока» и «коммунистов» за единичные депутатские места, но маловероятен их конечный успех, так как, решения по ключевым вопросам местного самоуправления принимает большинство, которое явно будет за «единороссами», — уточняет Ястребов.
Леонид Филатов видит традиционно активную борьбу московских яблочников, а в качестве «спойлеров» выступят малоизвестные общественные объединения. Но так или иначе эксперт считает, что для успешной избирательной компании будет важным для кандидата поддержка «правящей» партии.
— Часть кандидатов, ожидаемо наденут маску «независимого», но при этом, целиком и полностью будут проводить политику «одобрения решений большинства». По-видимому, в основном в качестве кандидатов будут выдвигаться работники образования, здравоохранения, общественные деятели районного масштаба. Однако, личная узнаваемость кандидата — не большой козырь, в связи с избирательной пассивностью современного москвича, — говорит Филатов.
Выгодно ли малому бизнесу идти в депутаты на территории присутствия?
Владимир Трофименко: Стоит ли местному малому бизнесу идти в муниципальные депутаты? Этот статус дает возможность направлять депутатские запросы органам власти, на которые те номинально обязаны отвечать. Это может быть полезно для представителей малого бизнеса, например, в случае ущемления каких-то их прав. Проблема в том, что писать запросы в различные инстанции можно и без статуса депутата. К тому же, и депутатские запросы могут оставаться без внимания со стороны органов власти, как и любые другие. Так что обращение к профессиональным юристам может принести гораздо больше пользы в подобных случаях.
Для нечестных представителей малого бизнеса статус муниципального депутата может стать источником заказов. Депутаты занимаются распределением муниципального бюджета, и вполне могут привлекать к работе аффилированные организации. Например, для проведения культурно-спортивных мероприятий, строительства детской площадки и т.п. Подобные действия можно однозначно квалифицировать как коррупцию.
Леонид Филатов: С учетом сомнения в самостоятельности органов местного самоуправления в принятии «своих» решений, лоббирование изначально маловероятно. Если бизнес хочет добиться значимых решений, то ему необходимо «выходить» на тех, кто реально управляет городом — высшие городские органы исполнительной власти, у которых в руках все основные полномочия. Я бы даже указал бы на то, что сегодня органы местного самоуправления в Москве стали похожи на некие декорации волеизъявления воли местных жителей. Люди уже перестали воспринимать их всерьез, разочаровавшись в них.
Раскачают ли местные выборы федеральную избирательную повестку 2018 года?

Дмитрий Ястребов
Выборы в Советы депутатов Москвы в 2017 году пройдут на фоне затухания протестной активности, которая достигала своего пика в 2012-2013 годах, отвечает Дмитрий Ястребов.
Какого-либо серьезного влияния на на федеральную избирательную повестку 2018 года, муниципальные депутаты не смогут.
Более того, часть полномочий Совета депутатов сформулирована таким образом, что при принятии решения о недопущении, например, какого-либо строительства, решение будет иметь силу, лишь при условии, что две трети от установленной численности депутатов Совета депутатов не проголосуют против согласования этого строительства. А этот результат получить, практически невозможно, если эта стройка «одобрена» органами исполнительной власти.
Также, много будет зависеть и от того, на сколько Совет депутатов хочет уклониться от обсуждения проблемной темы. Так, ряд решений советов депутатов, принимаемые при реализации отдельных полномочий города Москвы, принимаются в течение 30 дней со дня внесения вопроса на рассмотрение в Совет депутатов. Если в течение установленных сроков решения советов депутатов не были приняты, представленные на согласование проекты считаются согласованными.
То есть, достаточно пропустить по какой-нибудь «технической причине» этот срок и в результате — автоматическое одобрение проблемного проекта (например застройки территории общего пользования).
Сколько может стоить кампания кандидату?
«Для успешной избирательной компании, кандидату в муниципальные депутаты Москвы потребуется соответствующий бюджет и обязательная принадлежность к любой крупной партии. Личная узнаваемость не будет играть большой роли», — комментирует Дмитрий Ястребов.
Владимир Трофименко напротив считает, что сама по себе кампания может быть очень недорогой, ограничиться 20-30 тысячами рублей. Главное, чтобы кандидата в депутаты узнавали в его округе, еще лучше – если он уже проявил себя с хорошей стороны.
Павел Горбушин