Проход в палату со стороны Кремля
Из сорока членов Общественной палаты России действующего состава, прошедших в неё по списку президента Владимира Путина, в новом представительстве продолжат свою работу менее половины.
Ранее с критикой ОП РФ выступали эксперты Общероссийского гражданского форума (ОГФ) и Комитета гражданских инициатив (КГИ) Алексея Кудрина. Они подготовили исследование с низкой оценкой эффективности работы палаты и по результатам исследования предложили реформировать организацию. Наблюдатели отмечают, что в процессе предлагаемого реформирования в палату войдут в основном представители экс-министра финансов. Нужна ли Алексею Кудрину Общественная палата, как политический инструмент? — Отвечают эксперты.
— Действительно в последнее время участились случаи критики в отношении Общественной палаты. Так получается, что сама Палата по сути не является институтом, представляющим полноценного представителя общественности с правом принятия общегосударственных решений. И в течение последних нескольких лет стали появляться другие структуры со схожими задачами, к которым можно отнести и Комитет гражданских инициатив, — комментирует Татьяна Черемная из “Центра эффективного развития территорий”.
Критика КГИ в отношении Общественной палаты достаточно конструктивная и нужная. Она показывает наличие здоровой конкуренции между представителями общественности, что, в конечном счете, должно привести к повышению эффективности деятельности института. Сам КГИ представил достаточно обоснованные предложения, а возможность их реализации уже сегодня находится в общественном обсуждении (в том числе среди экспертов КГИ и Общественной палаты). Все это также повышает интерес к Общественной палате и возможно позволит значительно реконструировать ее статус среди, в том числе и государственных институтов.
В некоторой степени такая ситуация способна отвлечь внимание от проблем в других структурах законодательной и исполнительной власти, размыв ответственность за принимаемые решения в политическом цикле 2017-2018 гг.
— Приход в ОП представителей КГИ господина Кудрина непременно повлечет за собой принципиальные изменения, — считает Ольга Косец, представляющая межрегиональную общественную организацию «Деловые люди”, — и это переформатирует всю деятельность палаты, в результате чего утратятся позитивные наработки и серьезные, хорошо зарекомендовавшие себя проекты и программы. За всеми успехами ОП РФ стоят конкретные люди, настоящие профессионалы своего дела, компетентные эксперты, которые окажутся вытесненными до меньшинства. Зачем стабильной ОП РФ такие радикальные потрясения? Думаю, ответ лежит в политической плоскости, который скоро нам всем и продемонстрируют. Кудрин с либералами-единомышленниками будет активно использовать потенциал ОП РФ для ударных политических кампаний.
Экономист и предприниматель Владимир Трофименко, наоборот, не видит вхождения в новый состав Общественной палаты большого количества людей близких к Кудрину. — Все-таки инициатива обновления ОП исходит от администрации президента и более вероятно, что к работе будут привлечены люди, которых президент сочтет надежными, способными повысить эффективность работы организации, что особенно важно в преддверии выборов, считает Трофименко. Ставленники Кудрина, как представителя оппозиции, к таким людям не относятся. Коррупционные скандалы, преследовавшие Общественную палату в последнее время, не идут на пользу имиджу действующей власти. Осуществляя ротацию, приводя к управлению новых людей, Кремль хочет укрепить свои позиции перед президентскими выборами, чему будет оказана соответствующая медийная поддержка.
Политолог Олег Иванов рассматривает изначально неверный механизм формирования ОП РФ, который не позволяет ей выносить самостоятельные и независимые суждения.
— Дело в том, что сейчас 40 членов Общественной палаты утверждаются Президентом России, 85 человек – региональными общественными палатами и еще 43 представителя некоммерческих общественных объединений избираются интернет-голосованием. Региональные общественные палаты зачастую подконтрольны органам государственной власти субъекта РФ, и, соответственно, утверждают кандидатов, весьма лояльных к властям. Достоверность же интернет-голосования и вовсе находится под вопросом. Таким образом, Общественная палата Российской Федерации в настоящее время формируется из числа тех, кого нельзя назвать самостоятельными и независимыми представителями гражданского общества.
Вместе с тем я не согласен с тем, говорит Олег Иванов, что основу Общественной палаты страны должны составлять представители Комитета гражданских инициатив. Конечно, Кудрин заинтересован в том, чтобы как можно больше его людей вошли в состав Общественной палаты, однако эта структура не представляет широкий спектр гражданского общества. Дело в том, что Комитет имеет свои политические цели, как бы он создавал видимость независимого общественного института. Вообще, на мой взгляд, палата должна состоять из людей, не имеющих членства в политических партиях.
В целом же институты общественного контроля можно рассматривать как новую ветвь власти, которая не обладает публично властными полномочиями, но может оказывать определенное воздействие, в виде «обратной связи», на три традиционные ветви власти – законодательную, исполнительную и судебную.
А как профессиональный конфликтолог я хотел бы видеть в новом составе людей, которые могли бы выступать в роли медиаторов при урегулировании социальных конфликтов. Кроме того, считаю необходимым создание при Общественной палате Центра по урегулированию социальных и политических конфликтов, высказал предложение Олег Иванов.
Павел Горбушин