50 самых доходных представительств иностранных ИТ-компаний в России
Adviser впервые составил ранкинг офисов иностранных ИТ-компаний в России на основе объема их выручки и пришел к выводу, что бизнес крупных зарубежных вендоров в стране в целом растет.
В список TAdviser вошли 50 поставщиков вычислительного и телекоммуникационного оборудования, цифровой техники, программного обеспечения, а также ИТ-услуг и дата-центров. Их локальные юридические лица ранжировались по объему выручки на основе анализа бухгалтерских отчетностей за 2017 год, содержащихся в базе «Контур.Фокус». Помимо оборота, в списке также отражена динамика оборота по отношению к 2016 году.
У некоторых ИТ-компаний действует более одного юрлица в России, приносящего выручку от ИТ. В этом случае их выручка суммировалась.
В списке присутствуют только те компании, чьи финансовые результаты деятельности за указанный период были опубликованы в открытом доступе. По некоторым компаниям они оказались недоступны. Например, нет данных от HP Enterprise (ООО «Хьюлетт-Паккард Энтерпрайз»), в то время как HP могла бы оказаться в середине списка: в 2015 году выручка этого юрлица составляла 3,6 млрд рублей.
Совокупно через российские офисы иностранных ИТ-компаний в 2017 году прошло около 600 млрд рублей. Их общий оборот вырос на 10,6% по отношению к 2016 году, если считать оборот только тех компаний, по которым есть данные и за 2016, и за 2017 год. В 2016 году совокупная выручка этих юрлиц составляла порядка 483 млрд рублей, в 2017 году – около 535 млрд рублей.
Самые доходные представительства иностранных ИТ-компаний в России
№ |
Название |
Выручка в 2017 году (тыс. руб.) |
Выручка в 2016 году (тыс. руб.) |
Динамика |
1 |
Apple (ООО “Эппл Рус”) |
151 926 499 |
123 565 067 |
22 |
2 |
LG Electronics (ООО “ЛГ Электроникс РУС”) |
76 190 361 |
82 415 311 |
-7 |
3 |
Huawei* |
62 117 188 |
нд |
нд |
4 |
Samsung Electronics (ООО “Самсунг Электроникс Рус Калуга”) |
54 086 597 |
47 654 923 |
13 |
5 |
Google (ООО “Гугл”) |
45 219 802 |
29 916 891 |
51 |
6 |
Siemens (ООО “Сименс”) |
36 886 050 |
40 609 702 |
-9 |
7 |
SAP СНГ* |
34 112 076 |
27 202 597 |
25 |
8 |
Schneider Electric* |
32 541 851 |
30 356 265 |
7 |
9 |
Cisco* |
27 489 574 |
19 429 199 |
41 |
10 |
Dell (ООО “Делл”) |
19 535 126 |
14 428 366 |
35 |
11 |
Xerox (ООО “Ксерокс (СНГ)”) |
13 002 928 |
12 321 942 |
5 |
12 |
IBM (ООО “Ибм Восточная Европа/Азия“) |
10 927 296 |
11 950 988 |
-8 |
13 |
Canon (ООО “Канон Ру”) |
10 670 286 |
10 474 826 |
1 |
14 |
Microsoft (ООО “Майкрософт Рус”) |
9 246 070 |
9 894 346 |
-6 |
15 |
Panasonic (ООО “Панасоник Рус”) |
8 567 320 |
8 376 579 |
2 |
16 |
ZTE (ООО “ЗТИ- Связьтехнологии”) |
8 418 050 |
13 010 823 |
-35 |
17 |
Orange Business Services (ООО “Эквант”) |
8 376 857 |
9 269 168 |
-9 |
18 |
Emerson (ООО “Эмерсон”) |
8 243 151 |
9 072 017 |
-9 |
19 |
EPAM* |
8 139 851 |
6 276 511 |
30 |
20 |
Nokia Networks* |
7 681 138 |
нд |
нд |
21 |
Kyocera (ООО “КИОСЕРА Документ Солюшенз Рус”) |
7 244 798 |
6 393 691 |
13 |
22 |
Comparex (ООО “Компарекс”) |
6 640 590 |
7 674 746 |
-13 |
23 |
Sony Mobile (ООО “Сони Мобайл Коммюникейшнз Рус”) |
5 801 786 |
9 245 430 |
-37 |
24 |
Ingenico (ООО “Инженико”) |
5 339 621 |
4 879 145 |
9 |
25 |
T-Systems* |
4 098 769 |
3 367 591 |
21,7 |
26 |
Ericsson (“Эрикссон Корпорация АО”) |
5 003 746 |
4 999 215 |
<1 |
27 |
SAS (ООО “САС Институт”) |
3 008 907 |
2 376 093 |
26 |
28 |
Ricoh (ООО “РИКО Рус”) |
2 933 212 |
2 812 740 |
4 |
29 |
Atos (ООО “Атос АйТи Солюшенс энд Сервисез”) |
2 921 316 |
2 199 556 |
32 |
30 |
Alcatel-Lucent (ЗАО “Алкатель-Лусент”) |
2 820 180 |
3 132 638 |
-9 |
31 |
Nikon (ООО “Никон”) |
2 562 003 |
3 130 945 |
-18 |
32 |
Konica Minolta (ООО “Коника Минолта Бизнес Сольюшнз Раша”) |
2 408 537 |
2 340 332 |
2 |
33 |
NEC (“Нэк Нева Коммуникационные Системы”) |
2 172 756 |
нд |
нд |
34 |
EMC (ООО “ЕМС Информационные Системы Си-Ай-Эс”)* |
2 098 251 |
2 049 463 |
2 |
35 |
Siemens Industry Software (ООО “Сименс Индастри Софтвер”) |
1 982 880 |
1 998 190 |
– <1 |
36 |
Acronis (ООО “Акронис”) |
1 793 551 |
1 459 000 |
22 |
37 |
Lenovo (Леново Восточная Европа/Азия) |
1 432 189 |
1 935 560 |
-27 |
38 |
Ingram Micro (ООО “Им Инжиниринг Сервисез”) |
1 364 848 |
нд |
нд |
39 |
Avaya (ООО “Авайя СНГ”) |
1 348 288 |
1 014 142 |
32 |
40 |
Fujitsu (ООО “Фуджитсу Технолоджи Солюшнз”) |
1 121 773 |
1 008 317 |
11 |
41 |
Eaton (ООО “Итон”) |
1 092 100 |
1 472 651 |
11 |
42 |
Amdocs (ООО “Амдокс Солюшнз Лтд”) |
932 459 |
608 499 |
53 |
43 |
Intel (ООО “Интел Текнолоджис”)* |
886 818 |
нд |
нд |
44 |
Toshiba (ООО “Тошиба Рус”) |
872 297 |
883 573 |
-3 |
45 |
Dassault Systèmes (ООО “Дассо Систем”) |
871 149 |
нд |
нд |
46 |
Hitachi Vantara (ООО “Хитачи Вантара”) |
856 374 |
769 281 |
11 |
47 |
Juniper Networks (ООО “Джунипер Нетворкинг Солюшнз”) |
431 567 |
271 528 |
58 |
48 |
HP (“Хьюлетт-Паккард А.О.”)* |
399 015 |
4 391 695 |
-91 |
49 |
Genesys (ООО “Генезис Телекоммуникационные Лаборатории”) |
368 882 |
нд |
нд |
50 |
IXcellerate (ООО “ИКСЕЛЕРЕЙТ”) |
367 779 |
175 239 |
48 |
* |
Полученные данные вызывают ряд вопросов. Например, насколько существенная часть российского бизнеса зарубежных ИТ-поставщиков проходит через их локальные юрлица? Как известно, контракты заключаются и напрямую с зарубежными офисами вендоров. Точный ответ на этот вопрос вряд ли можно получить. Сами вендоры, как правило, не горят желанием раскрывать локальные финансовые показатели, связывая это с внутренней информационной политикой.
Топ-менеджер одного из крупнейших системных интеграторов, работающих с большим числом вендоров, представленных в списке, считает, что, как правило, чем больше важности иностранная ИТ-компания придает российскому рынку с точки зрения развития бизнеса, тем больший объем продаж она будет проводить через российский офис, «иначе она просто здесь не выживет». Он допускает, что порядка 90% выручки крупнейших иностранных ИТ-компаний может проходить через их российские юрлица.
Еще один вопрос – насколько динамика выручки российских офисов отражает динамику бизнеса этих компаний в России в целом. Со списком ознакомились руководители в двух дистрибуторах из числа крупнейших и в одном из крупнейших интеграторов. В компаниях отметили, что в целом по тем партнерам, с которыми они взаимодействуют, оценочно можно говорить о близком соответствии динамики выручки их российских юрлиц динамике продаж этих партнеров в России. В числе компаний, которых упомянули опрошенные представители дистрибуторов и интегратора, например, такие как Apple, Schneider Electric, IBM, ZTE, Kyocera, Sony Mobile, Nikon, Konica Minolta, Ricoh.
Мнения опрошенных представителей компаний разделились по поводу Cisco. В одном из крупнейших дистрибуторов согласились, что отраженная динамика выручки российских офисов Cisco близка к динамике их бизнеса в России, в то время как представитель интегратора предположил, что рост был, но, скорее всего, меньше, чем данные офисов. Cisco продвигает свои сервера, говорит эксперт, но о крупных проектах в этой области ему пока неизвестно.
Отдельно руководитель из интегратора выделил Huawei, по которому нет открытых данных за 2016 год и, соответственно, нет данных по динамике. Собеседник TAdviser полагает, что у Huawei, вероятно, был очень высокий рост бизнеса. На это, по его мнению, повлиял как рост качества ИКТ-оборудования этого поставщика за последние несколько лет – серверов и СХД, так и его усилия по увеличению продаж на фоне политики импортозамещения. У Huawei также есть линейка инженерного оборудования.
За счет гибкого ценового предложения, готовности сильно сбивать цену, китайский производитель продвинулся в конкуренции с крупнейшими мировыми вендорами, отмечает представитель интегратора.
В нынешних экономических условиях цена продукции приобретает все большее значение для заказчиков, отмечает собеседник из интегратора. И если критические бизнес-процессы заказчики во многих секторах не готовы переводить на серверы Huawei, то для вспомогательных готовы его использовать.
Касательно IBM, в частности, в одном из крупнейших интеграторов согласились с отрицательной динамикой продаж, не исключив, что по факту падение продаж даже больше, чем у российского юрлица. Значительная часть выручки подобных ИТ-компаний в России приходится на оборудование, в то время как у IBM из «железа» по большому счету остались только дорогие сервера с долгим циклом продажи. Такие сервера, безусловно, нужны, но не в том количестве и не стольким компаниям, чтобы обеспечивать стабильный рост.
Кроме того, считает эксперт, часть оборота IBM по «железу» перетянула на себя российская компания Yadro, которая сначала была OEM-партнером IBM, а потом анонсировала свою линейку оборудования.
Одним из драйверов роста бизнеса Schneider Electric в России могли стать продажи решений АСУ ТП, полагает эксперт из интегратора: строится много разных заводов, в связи с этим растет спрос и на АСУ ТП, традиционно являющиеся дорогим продуктом.
Несмотря на сложную экономическую и политическую обстановку в России, доход большинства российских офисов 50 иностранных компаний в 2017 году показал рост, а совокупная динамика роста по всем компаниях, по которым доступны данные за 2017 и 2016 гг., исчисляется двузначными цифрами. Исходя из общения с экспертами, которые упоминаются выше, можно сделать вывод, что рост показал бизнес крупнейших иностранных компаний в России в целом.
Усугубляющаяся политическая обстановка и неопределенность в 2018 году, с одной стороны, и курс госструктур и госкомпаний на импортозамещение, с другой стороны могут негативно повлиять на динамику роста бизнеса иностранных ИКТ-компаний в России. Негативный вклад может внести и общее удорожание ИТ-продуктов на фоне падения курса рубля. Определенное преимущество на этом фоне будут иметь иностранные компании, имеющие локальное производство и готовые к ценовой гибкости.
Вместе с тем, все большее число предприятий в России, в том числе, не связанных с государством, запускают у себя процессы цифровой трансформации. Это способствует дополнительному росту спроса на ИКТ-продукты в целом и на продукцию иностранных поставщиков в частности. На руку иностранным поставщикам должен сыграть и тот факт, что не во всех сегментах ИКТ пока достаточно конкурентоспособных российских решений.
Все вместе это может несколько нивелировать негативные факторы, оказывающие влияние на ИТ-рынок в России и совокупно принести иностранным компаниям положительную динамику локального бизнеса в 2018 году.