300 лет, как один день
19 сентября нынешнего года
Лента.ру сообщает:
«Митинги, перекрытие дорог, массовые драки, погромы со стрельбой и ранеными — таков итог межнационального конфликта, который начался 18 сентября в селе Кёнделен Кабардино-Балкарии, которое расположено в Эльбрусском районе республики. В населенный пункт уже введены силы Росгвардии. Причиной волнений стало противостояние между местными жителями: балкарцами и кабардинцами. Жители села отказались пропустить через него кабардинцев, которые совершали подъем на вершину горы Канжаль в честь победы в Канжальской битве 1708 года, то есть 310-летия этой победы».
Надо сказать, что аналогичные погромы были здесь и ровно 10 лет назад.
«Власти села отрицают, что жители собирались препятствовать всадникам. Глава администрации Кёнделена Марат Атмурзаев заявил, что кабардинцев, наоборот, хотели встретить как гостей. «Но конники почему-то решили, что им здесь будут чинить препятствия, и пошли в горы другим маршрутом. 18 сентября мы собрались в здании администрации, обсуждали, чтобы встретить конников как братьев, когда они пойдут обратно, вместе с ними спуститься в Баксан и принять участие в праздничных мероприятиях».
Начато следствие, и следователь утверждает, что местные жители пытались спровоцировать столкновение сторон. Помимо этого, они размещали в социальных сетях недостоверную, по мнению СКР, информацию о происходящем и призывали к возбуждению ненависти и вражды».
Попробуем разобраться, что же произошло и где истоки происшедшего.
Кабарда вошла в Россию в 1774 году по Кючук-Кайнарджийскому договору с Османской Турцией. До образования современной республики на ее территории были расположены две исторические области — Кабарда и Балкария. Кабарда состояла из двух княжеств, Большая Кабарда и Малая Кабарда, и занимала равнинную и предгорную части современной республики, а также горную и высокогорную зоны в верховьях реки Малки и ее притоков. Балкария, которая была разделена на пять горских обществ, занимала в основном горные и высокогорные районы современной республики.
У кабардинцев сложились давние, практически союзнические отношения с Россией. Вспомним, например, что царица Мария Темрюковна (до крещения княжна Кученей), вторая жена Ивана Грозного — дочь кабардинского князя Темрюка.
Балкарцам тогда были, скорее, ближе Османская империя и Крымское ханство. До двадцатых годов прошлого века балкарцев вообще называли «горными татарами» или «отуреченными кавказцами».
Существуют разнообразные версии этногенеза балкаро-карачаевцев. Вот одна из них, которая представляется достаточно достоверной. Балкарцы (самоназвание – малкарлыла или таулула) сложились как этнос в результате смешения местных и пришлых племен. Большую роль (если не главную) сыграли в формировании балкарцев и карачаевцев пришлые тюркоязычные племена — «черные» булгары (болгары) и кипчаки (половцы). Татаро-монгольское нашествие на Кавказ в 1222 году изменило его этническую картину. Местные аланы и кипчаки активно сопротивлялись монголам, но те все-таки сломили их. Большинство оставшихся кипчаков и аланов бежали в горы. Те кипчаки, которые укрылись в болотах в районе нижнего течения Терека, дали начало кумыкам, а ушедшие в горы смешались с местными, в частности аланами. В результате тюркские основы жизни одержали верх, и сложилась тюркоязычная карачаево-балкарская народность.
В 1921 году Кабарда и Балкария вместе с другими историческими областями Центрального Кавказа вступили в состав Горской АССР. Далее последовал ряд территориальных преобразований, в результате которых 1 сентября 1921 года была образована Кабардино-Балкария, сначала как Кабардинская автономная область, затем Кабардино-Балкарская автономная область, а с 1936 года, наконец, Кабардино-Балкарская АССР.
Состав населения на 2010 год: кабардинцы 57,2%, русские 22,5%, балкарцы 12,7%, есть еще довольно значительное количество турок, осетин и представителей ряда других национальностей.
Там находится гора Эльбрус (5642 м) — самая высокая точка России и Европы.
Напомним, что республика дала нам таких выдающихся деятелей культуры, как народный поэт Кабардино-Балкарии Кайсын Кулиев (балкарец) и народный артист СССР, музыкант, дирижер Юрий Темирканов (кабардинец).
Как же кабардинцы оказались в одной республике с балкарцами? Ведь этнически это совершенно разные народы: кабардинцы принадлежат к адыгской (черкесской) языковой группе, а балкарцы – к тюркской (они в какой-то степени родственники карачаевцев из соседней республики).
У балкарцев отобрали статус автономии из-за недостаточного экономического потенциала территории – в Приэльбрусье, среди скал и горных долин можно заниматься только животноводством (только в нынешние времена стало возможным развивать рекреационное направление). Поэтому и в царской России, и в СССР людям здесь жилось нелегко. Это способствовало объединению балкарцев и кабардинцев, которое наиболее активно шло в 19-м веке. По долинам рек балкарцы спускались на равнинные земли кабардинских князей, которые сдавали горцам землю в аренду, нанимали их как работников. Постепенно стал складываться единый социум. Советская власть воспользовалась этим, организовав парную автономию, как и для соседних народов – карачаевцев и черкесов.
8 марта 1944 года, согласно постановлению Государственного комитета обороны СССР, все балкарцы были насильственно выселены со своих исконных земель в отдаленные районы страны — Казахстан и Киргизию. Несколько раньше такая же участь с таким же обвинением в пособничестве немецким оккупантам постигла другие народы Северного Кавказа: карачаевцев, калмыков, чеченцев и ингушей.
Инициатором и организатором репрессии был Лаврентий Берия. Официально депортация обосновывалась фактами участия представителей народа в коллаборационистских формированиях, выступавших на стороне нацистской Германии во время Великой Отечественной войны. Впоследствии, высшими государственными органами СССР, а позднее — России, депортация была признана незаконной и актом геноцида.
Был ли коллаборационизм? Да, был. В какой-то степени настрой на сотрудничество с оккупантами части местного населения вызван тем, что немцы поощряли открытие мечетей. Такая политика немцев привлекала часть мусульман на оккупированной территории, поскольку она контрастировала с массовым закрытием мечетей советскими властями в предшествовавшие годы. Но пособничало фашистам, конечно же, не все население тех мест. Огромное число балкарцев и представителей других пострадавших народов сражались в Красной Армии, получали награды за героизм, как, например, тот же Кайсын Кулиев. Выселили же практически всех.
Кабардинцев тоже депортировали, но гораздо меньше — несколько тысяч. И когда балкарцам было разрешено вернуться, хотя республика снова стала называться Кабардино-Балкарией, кабардинцев там оказалось значительно больше, и они больше представлены во власти. Да и вернулись балкарцы в большинстве не на те земли, на которых жили испокон веку. В этом, судя по всему, и лежат истоки этого тлеющего конфликта.
Вернемся к причине нынешнего конфликта — Канжальской битве. Она предположительно произошла в 1708 году из-за нежелания черкесов, к которым относятся и кабардинцы и которые разгромили войска хана Каплан-Гирея, отстояв свою независимость, платить дань крымскому хану и османскому султану.
По мнению же балкарцев, живущих в Кёнделене, битвы не было, хотя она была на самом деле, о чем свидетельствует ряд источников, в том числе в османских и крымских хрониках.
Многие же современные сторонники аланской теории происхождения балкарцев считают Канжальскую битву плодом современного черкесского мифотворчества и неким территориальным маркером, устанавливающим связь черкесского этноса с этой землей. Это и возмущает представителей нечеркесских народов.
Балкарцы, этническое меньшинство и второй титульный народ республики, периодически заявляют о своих правах на земли, которые, по их мнению, были отданы кабардинцам во время депортации балкарского народа.
Эксперт по Кавказу А. Епифанцев отмечает, что проезд по балкарским селам, как тот же проезд через Кёнделен, из-за которого начались столкновения, можно рассматривать как некое маркирование территории. Как отмечает местная пресса, жители Кёнделена опасаются, что кабардинцы могут попытаться забрать у них землю.
Получилось, что «островок стабильности» на Северном Кавказе, как называли с середины 1990-х годов Кабардино-Балкарию, неожиданно стал местом проявления довольно болезненных проблем. Местный парламент несколько лет назад ввел такое понятие, как «межселенные земли» — территории, находящиеся между населенными пунктами, и выведенные из-под юрисдикции органов местного самоуправления.
В результате там, где прежде сельские жители пасли скот, очень быстро стали появляться рестораны и игорные заведения, а в балкарских горах «межселенные земли» оказались участками территорий с пансионатами и домами отдыха со своими хозяевами.
Если земля в прошлые времена объединяла балкарцев и кабардинцев, то сегодня в республике она становится причиной раздора, приобретающего в определенной степени черты межэтнического противостояния.
Многие авторитетные специалисты считают, что земельный вопрос, конечно, подогревает ситуацию, однако основным фактором, который почти не принимался во внимание федеральными властями, стала недооценка роли этнического фактора в обеспечении стабильности на Северном Кавказе.
Пользующиеся авторитетом балкарцы — в основном, противники конфликтов своего народа с кабардинцами. Балкарский историк и экономист Хадис Тетуев, например, говорит: «Никто не хочет распрей. Нам нужен мир. Справедливый мир, не унижающий ничьих достоинств».
В то же время, скажем, Руслан Бальбек, депутат Госдумы от Крыма считает, что конфликт спровоцирован извне, что, «теребя раны прошлого и используя отсутствие единого подхода к оценке исторических фактов, специалисты из дальнего зарубежья пытаются дистанционно управлять гражданами России… Но кабардинцы и балкарцы – это два братских народа, для которых сосед означает больше, чем близкий родственник».
Так чего же ждать дальше?
А не нужно ждать. Нужно, как минимум, на деле реализовывать положения нашей Конституции, где констатируется, что у нас многонациональная страна, и народы у нас должны иметь равные права, иметь равное влияние на власти и, главное, не поддаваться на провокации политических авантюристов. Ведь, и кабардинцы, и балкарцы, и все остальные народы нашей, вероятно, самой многонациональной страны – это наши граждане, и от них в равной мере зависит будущее России, ее процветание.
©Юрий Кузьмин
Издатель журнала БОСС