Интеллектуальный мегарегулятор?
Правительство планирует создать на базе Роспатента единый регулятор в области интеллектуальной собственности. Комментируют наши эксперты:
Виктор Пастернак, управляющий партнер Юридической фирмы «Пастернак, Мартынюк и партнеры»
Идея создать на базе Роспатента нечто большее, чем он из себя представляет на данный момент, не нова. Уже в 2013 году эта инициатива активно обсуждалась: в современных экономических условиях создание в рамках государственной системы отдельного полноправного ведомства, которое могло бы не только осуществлять обслуживающие но и по факту реальные регуляторные функции, необходимо.
В целом инициативу стоит, наверное, оценивать положительно. Подобный шаг поможет объединить раскиданные среди множества ведомств полномочия, унифицировать политику в области интеллектуальной собственности, возможно, позволит сделать некоторые процессы (например, процесс сбора вознаграждений и их последующего распределения обладателям авторских и смежных прав) более прозрачным, и, возможно, наконец-то создать уже давно востребованный реестр объектов интеллектуальной собственности.
Опасаться стоит как всегда перегибов, например, провалившаяся с треском сомнительная затея с введением глобальной лицензии в интернете может получить второе дыхание в каком-то трансформировавшемся виде, но теперь уже со стороны специального ведомства. Остается надеяться, что позиция других ведомств и представителей медиаиндустрии, которые и ранее были против, останется неизменной.
Константин Варов, управляющий директор компании «Диасофт Платформа»
Идея хорошая, но вряд ли выполнимая на практике. Кроме Роспатента у нас в стране есть еще Министерство обороны, ФСБ, МВД, которые также занимаются рассмотрением заявок по тем объектам интеллектуальной собственности, для которых установлена степень секретности «особой важности» или «совершенно секретно», а в ряде случаев и просто «секретно». Не думаю, что эти ведомства захотят поделиться с Роспатентом своими полномочиями.
Дмитрий Серёгин, советник Юридической фирмы «ЮСТ», к.ю.н.
Создание очередного мегарегулятора соответствует последним тенденциям реформирования системы исполнительной власти: не так давно было принято подобное решение о передаче ФАС России полномочий по тарифному регулированию в сфере естественных монополий. Очевидно, что раздробленность функций себя не оправдала, и в ближайшее время следует ожидать укрупнения органов власти на базе тех, которые показывают наибольшую эффективность.
Создание на базе Роспатента единого органа, отвечающего как за «технические» вопросы регистрации объектов промышленной собственности, так и за государственную политику в отношении всей интеллектуальной собственности является объективной необходимостью, и Роспатент исторически курировал эту сферу.
Отнесение политических функций в сфере интеллектуальной собственности к Министерству культуры изначально было неоднозначным, поскольку помимо «культурной» составляющей в интеллектуальной собственности имеется более серьезная — «предпринимательская». Интеллектуальная собственность должна работать и приносить ее правообладателю прибыль, именно в этом ее предназначение как особого правового режима.
Государственная политика в отношении интеллектуальной собственности требует комплексного подхода. Основным плюсом объединения в одном ведомстве вопросов, связанных с государственной политикой в области интеллектуальной собственности, является возможность обеспечить комплексное регулирование всех отношений в этой сфере – от стимулирования творческой активности и обеспечения их правовой охраны, до создания условий эффективной защиты интересов правообладателя.
Из потенциальных минусов можно ожидать традиционные сложности в управлении крупной структурой. Однако, подобные болезни роста легко преодолеваются при наличии сильного менеджмента.
Алексей Курганов, адвокат, Председатель коллегии адвокатов «Курганов и Партнеры»
По заявлению Игоря Шувалова управление в области авторских прав будет передано совершенно новому министерству. По его мнению, часть функций будет передана в службу, созданную на базе Роспатента. На данный момент интеллектуальной собственностью и авторскими правами занимается Министерство Культуры РФ. Создание единого регулятора интеллектуальной собственности очень важно для данной отрасли права, поскольку объединены объекты интеллектуальной собственности, подлежащие государственной защите, государственной поддержке, которую нужно реализовать в нашей жизни. В настоящее время Роспатент регулирует охрану интеллектуальной собственности в области промышленности, а Министерство культуры следит за соблюдением и защитой авторских прав. Объединение двух столь значительных ведомств увеличит эффективность регулирования данной отрасли права.
Конечно, успешность сотрудничества Министерства культуры и Роспатента очевидна, но сотрудничество между двумя ведомствами – это все же менее эффективно, чем сотрудничество на уровне одного ведомства по вопросам интеллектуальной собственности. Когда стираются межведомственные границы увеличивается эффективность работы, а также при создании единого ведомства в области интеллектуальной собственности на его базе будут созданы ведомства и агентства, которые так же возьмут на себя часть обязанностей в регулировании интеллектуальной собственности, которые правительство ставит перед страной, — это увеличение роли интеллектуальной собственности в целом.
В компетенцию единого регулятора интеллектуальной собственности будет входить не только фиксирование новых созданных произведений искусства, науки, как сказал Игорь Шувалов: «Созданные произведения искусства должны получить своего зрителя, слушателя, пользователя».
Для реализации всех этих задумок министерству необходимо подготовить указ, в котором будут четко разграничены все полномочия агентств, ведомств. Игорь Шувалов отметил, что если у людей будет больше доверия к органам, занимающимся защитой авторских прав, то реализация данного проекта возможна в быстрые сроки. Но на данный момент в людях преобладает страх пиратства, страх того что их патент будет украден, но реализация проекта имеет большие перспективы в области развития интеллектуальной собственности.
Константин Семенко, управляющий партнер юридической консалтинговой компании «Холдсвей»
Мы пока настроены скептически.
В принципе рано еще судить, насколько обоснованным было создание мегарегулятора в области интеллектуальной собственности на базе Роспатента, поскольку функционал и задачи нового ведомства еще точно не определены.
Пока веры в его эффективность нет.
Был отработанный, работающий механизм. Худо-бедно, но механизм работал уже несколько лет.
Механизм состоял из Роспатента, Суда по интеллектуальным правам (СИП), Арбитража (в котором рассматривались дела до создания СИП, не понятно, почему они просто не отобрали состав судей в Арбитраже, которые специализируются на интеллектуальных правах, а создали целое ведомство), Российское авторское общество (РАО), Федерация правообладателей по коллективному управлению авторскими правами при использовании произведений в интерактивном режиме (НП ФАИР), Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности (ВОИС), Российский Союз Правообладателей (РСП) и другие НКО, в задачи которых входит защита прав на результаты интеллектуальной деятельности.
Зачем объединять функционал всех НКО, а значит и их самих, с Роспатентом не очень понятно. С нашей точки зрения, было достаточно уже имеющейся структуры.
Вообще, ничего хорошего не получалось ни от одного слияния. Но будем надеяться, что новая служба, как бы она не называлась Роспатент или Мегарегулятор на базе Роспатента, работала в интересах правообладателей. Чтобы в функции нового ведомства вошло создание и использование эффективных механизмов по защите интеллектуальных прав, а также улучшение диалога правообладателей и законодателей, в том числе возможность препятствовать таким постановлениям и нормативно-правовым документам, которые неэффективны в защите российских правообладателей, а зачастую представляют опасность и вред правообладателям.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.