Что за комиссия?
На уходящей неделе создание правительственной Комиссии по импортозамещению вошло в решающую стадию. Известно, что ее возглавит сам премьер Дмитрий Медведев, а направлениями ее работы будут руководить вице-премьеры Аркадий Дворкович (гражданское направление) и Дмитрий Рогозин (оборонное направление).
О первоочередных задачах комиссии — наши эксперты:
Наталья Шагайда, директор Центра агропродовольственной политики РАНХиГС
На мой взгляд, такая комиссия должна сфокусироваться на стратегической цели: сделать так, чтобы какой-то набор продуктов (желательно, большой набор), производимых в стране, стали конкурентны по качеству и ценам с зарубежными аналогами. В этом случае фокусирование усилий государства на импортозамещении имеет смысл. В противном случае замещение российскими продуктами может привести к тому, что все мы будем покупать свои, но дорогие продукты.
Самообеспеченность продуктами возрастет, а продовольственная независимость, если под этим понимать экономическую доступность продуктов для населения, снизится. И на экспорт такие продукты не отправить. В области сельского хозяйства так и было: основную поддержку сельскому хозяйству оказывало не государство, а потребители, которые выплачивали за продукцию – за исключением нескольких продуктов, например, зерна – цену больше, чем была цена в ближайшей стране-импортере. Часто высокая цена определяется издержками, которые формируются за пределами сельского хозяйства. На их снижение было бы полезно направить все государственные усилия, чтобы бизнесу обходилось производство продуктов дешевле. Второе: нужна конкуренция производителей. В этой связи было бы полезно, если бы деятельность комиссии благоприятно отразилась не на отдельных компаниях, а на среде функционирования бизнеса в целом.
Девальвация уже частично выполнила функции комиссии: многие российские продукты стали дешевле импортных, хотя и их цена выросла. И без всяких усилий по повышению производительности, качества продуктов, снижению издержек. К ним повернулись магазины, создаются дополнительные стимулы для роста внутреннего производства. Одно но: платежеспособный спрос снижается. Поэтому для импортозамещения нужен не только рост производства, но и стимулирование внутреннего спроса.
Сергей Санкин, генеральный директор ООО «НТЦ Резина»
Импортозамещение, в том смысле в каком оно понимается большинством населения в стране, а именно замена зарубежного оборудования и
технологий на отечественные в основном путем копирования, является тупиковой. Пока мы копируем технологию 3-5 летней давности — а на это
требуется минимум 2-3 года — они уходят вперед, даже если мы начинаем копировать новую, а они опять уходят далеко вперед — ну и так далее за вечно
уходящим поездом.
Исходя из этого, комиссия не должна указывать конкретные изделия, аналоги которых хотелось бы нам иметь — как это было уже в нашей
истории, к примеру с «летающей крепостью» В-29, ставшей Ту-4… Показывать надо направления движения.
Основная задача Комиссии — развитие способностей генерирования идей, потом указываются цели, потом под
цели генерируются идеи, после чего идеи доводятся до продукта.
Работы, находящиеся в русле целей, должны финансироваться государством (или так или иначе стимулироваться). При этом другие работы также
необходимо обеспечивать хотя бы инфраструктурой и информационными потоками.
Отдельная тема — создание потока качественного человеческого ресурса — грамотных работников.
Николай Журавлев, генеральный директор «Мастерпланс»
Мы пишем много бизнес-планов для сельскохозяйственных предприятий и у меня такой вывод
1. В первую очередь — дать реалистичные временные горизонты относительно санкций. Риск того, что через полгода продовольственные санкции отменят — это сильнейший тормоз для инвестиций. Нужно дать гарантии как минимум на три года, потому что год занимает подготовка земли или строительство теплиц. А дальше надо войти в товаропроводящие сети и закрепиться в них.
Яблоневые сады выходят на максимум производства с 3-5 года. В общем нужно время.
2. Решить вопрос с поставкой бесплатного газа всем новым предприятиям. Теплицам — так в обязательном порядке. Все равно объемы продаж у Газпрома упали.значительно, газ надо куда-то девать.
В стране нет денег для капитальных инвестиций — но газ — это такой же капитал. Если дать его вместо денег, то у предприятий высвободятся средства для развития. Можно привязать газовые кредиты к сделанным инвестициям. Но кредиты должны быть беспроцентными и длительными. От 7 лет.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.