В розыске … глава международной полиции
Занятная ситуация складывается с международной уголовной полицией, Интерполом.
6 октября сего года от имени генерального секретаря Интерпола Юргена Штока было опубликовано сообщение: «Интерпол запросил через официальные правоохранительные каналы у китайских властей информацию о положении дел президента Интерпола Мэн Хунвэя. Генеральный секретариат Интерпола с нетерпением ожидает официального ответа от властей Китая на нашу обеспокоенность по поводу состояния президента».
Что же произошло? А просто главный полицейский мира (скорее, конечно, не главный полицейский, а главный помощник всех полицейских в мире) и, так сказать, главный розыскник пропал во время поездки на свою родину, в Китай, и его самого разыскивают.
Вернее, уже разыскали.
Об исчезновении Мэн Хунвэя первой сообщила его жена Грейс, 4 октября. Вечером того же дня она обратилась с заявлением о его пропаже в лионскую полицию. Днем 25 сентября он написал ей сообщение «Жди моего звонка». Прежде чем пришло следующее сообщение, Грейс отправила ему фотографию двух фигурок — медведя и лошади, напоминая об их детях: один из них любит лошадей, другой, как она говорит, «похож на медвежонка». Еще через четыре минуты от Мэна пришел значок эмодзи с изображением ножа («он, видимо, хотел показать, что находится в опасности»). Через несколько минут супруга попыталась позвонить ему сама, но его телефон больше не отвечал. Ей и двум их детям тут же была предоставлена охрана, и семья переехала из своей постоянной квартиры в Лионе в отель.
Уже вечером 7 октября Интерпол сообщил, что «получил прошение об отставке господина Мэн Хунвэя с поста президента» и это прошение «моментально вступило в силу».
Позже в СМИ появилась информация о том, что президент Интерпола задержан в Пекине и находится там под следствием.
А кто же такой этот Мэн Хунвэй?
Мэн Хунвэй был избран на пост президента Интерпола на четыре года в ноябре 2016 г. На тот момент он был заместителем министра общественной безопасности Китая и им, собственно, и остался, поскольку служащие Интерпола сохраняют свои посты в национальных государствах – членах Международной полиции.
Мэн тогда заявил, что, как ветеран полиции, он готов сделать все для борьбы с международной преступностью. В Пекине с восторгом восприняли его назначение главой Интерпола. Представитель МИД КНР Лу Кан в восторженных тонах объявил: «Мы горячо поздравляем замминистра общественной безопасности Мэн Хунвэя. Мы придаем большое значение той важной роли, которую организация играет при сотрудничестве в борьбе с международной преступностью и хотела бы делать еще больше в области безопасности».
Стоит отметить, что тогда избрание Мэн Хунвэя на пост главы Интерпола многие правозащитные организации восприняли без особого энтузиазма.
Как-то так произошло, что первоначальные восторги потихоньку испарились.
8 октября, уже на следующий день после «отставки» Мэн Хунвэя, китайские власти сообщили, что задержали его за «получение взятки» и что он «поставил под серьезную угрозу правящую Коммунистическую партию и полицию». И все это стало следствием «пагубного влияния Чжоу Юнкана, который и назначил Мэн Хунвэя заместителем министра». Бывший министр общественной безопасности Китая Чжоу Юнкан отбывает пожизненное наказание по обвинению в коррупции, злоупотреблении властью и пр. с 2014 года. На веб-сайте Центральной дисциплинарной инспекции компартии появилось сообщение, что Мэн Хунвэй находится под следствием, так как «подозревается в нарушении закона».
И, конечно, Мэн Хунвэй, вылетая в этот раз в Китай, понимал, что для властей он представляет «враждебный клан». А ему, к тому же, уже подавали недвусмысленные знаки: в декабре прошлого года сняли с поста главы Береговой охраны Китая, а в апреле 2018 г. исключили из ячейки компартии в министерстве общественной безопасности.
Вопросов много, и они пока без ответа.
Чего же его понесло туда, на верный арест: посчитал, что защитой ему послужит его международный статус — но это никак не про Китай, или до такой степени было необходимо там побывать, что пренебрег опасностью?
По какой же тогда причине Интерпол принял отставку президента, несмотря на сомнения в добровольности, поскольку он находится под полным контролем китайских властей и его решение могло быть принято под давлением?
И почему, вообще, такое «исчезновение» президента международной организации прошло в мире как-то не очень заметно и не вызвало международного скандала?
Ведь пропажу Мэн Хунвэя не считает криминальной даже французская издания газета Le Monde, известная, как и большинство французских СМИ, своей правозащитной позицией. По ее данным, в Интерполе полагают, что Мэн задержан китайскими правоохранителями временно.
По версии старейшей англоязычной газеты Гонконга South China Morning Post, со ссылкой на китайских аналитиков, Мэн Хунвэй мог быть замешан в более серьезном деле помимо коррупции, учитывая резонанс дела и статус чиновника.
Объяснить молчаливое согласие между властями Китаем и штаб-квартирой Интерпола предприняла французская радиостанция Europe 1, сообщившая, что этому могли способствовать тесные связи Мэн Хунвэя с китайской компанией Meiya Pico, которая занимается вопросами кибербезопасности. Мэн Хунвэй работал над усилением сотрудничества Интерпола «с этой китайской компанией … до такой степени, что вызвало опасения даже внутри самого Интерпола», где началось «секретное внутреннее противостояние» этому.
Вот это уже теплее.
А Интерпол-то сам – это что такое?
Интерпол является международным агентством полицейского сотрудничества и связывает полицейские организации 192 государств.
Интерпол – сокращенное название Международной организации уголовной полиции (фр. Organisation Internationale de Police Criminelle, OIPC, англ. International Criminal Police Organization, ICPO), основной задачей которой является объединение усилий национальных правоохранительных органов стран-участниц в борьбе с общеуголовной преступностью. Штаб-квартира Интерпола расположена в Лионе (Франция).
В 1923 году в Вене, на 2-м Международном конгрессе уголовной полиции была создана Международная комиссия уголовной полиции. После 2-й Мировой войны, в 1946 году она была воссоздана, с переносом штаб-квартиры в Париж. Действующий устав принят в 1956 году. Он же утвердил новое название организации — «Международная организация уголовной полиции — Интерпол». Высшим органом является Генеральная ассамблея (собирается ежегодно), председательствует на которой избираемый президент Интерпола.
Международный розыск лиц, пропавших без вести, проводится в рамках Интерпола в случаях, когда национальный розыск не принес успеха и были собраны доказательства того, что разыскиваемый покинул пределы государства — инициатора розыска.
Устав Интерпола строго запрещает заниматься вмешательством или деятельностью политического, военного, религиозного и расового характера (статья 3 Устава).
Впрочем, устав Интерпола составлен так, что трактовать его можно как угодно. Например, в статье 2 говорится, что он «должен способствовать максимально возможному оказанию взаимной помощи» со стороны всех представителей Интерпола «в рамках законов, действующих в разных странах», но «и в духе Всеобщей декларации прав человека».
А это к Китаю уж никак не относится, при всем уважении к нему.
Коллизия с Мэн Хунвэем иллюстрирует, что волна задержаний в Китае не делает исключений даже для высокопоставленных сотрудников с международным статусом, и сам этот статус, да и международные организации, его предоставляющие, ничего не гарантируют.
Умозаключения по всему происшедшему можно делать любые, но некоторые выводы все-таки напрашиваются.
Да Интерпол, конечно, может заявлять, что он не интересуется политикой, но, оказывается политика может заинтересоваться даже такой влиятельной международной организацией и бесцеремонно вклиниться в ее ряды, и политическую целесообразность тоже никто отменял, в том числе и в международной организации.
Как, впрочем, и в любой другой организации…
©Юрий Кузьмин
Издатель