Эволюция офшоров
«БОСС» в помощь | Инвестиции
Текст | Джоанна НИКОЛАУ, глава отдела корпоративных услуг Exsus Group
Почему офшоры оказались в опале и как выбрать респектабельную офшорную юрисдикцию в наши дни?
«Большая облава» на офшоры началась с так называемого «панамского» скандала, когда весной 2016 года международный консорциум журналистов ICIJ опубликовал данные о более чем 200 тыс. офшорных компаний, принадлежащих крупнейшим мировым корпорациям, политикам, звездам.
Крупнейшие офшорные скандалы последних лет
Предыдущее расследование журналистов в 2013 году касалось офшорных компаний, зарегистрированных в Гонконге, Сингапуре, на Британских Виргинских островах. Объем капитала этих компаний достигал 32 трлн долларов. Для сравнения — ВВП России в 2018 году составлял около 1,6 трлн долларов. Тот скандал назывался OffshoreLeaks. И он породил глобальный тренд — недоверие к офшорам, повышение требований к прозрачности бизнеса, повлиял на требования регуляторов к поднадзорным банкам относительно due diligence — тщательной проверки происхождения средств их клиентов, и другие меры.
Согласно документам, попавшим в руки журналистов, владельцами офшоров, по убывающей, были граждане Китая, России и СНГ, а также американцы.
В 2014 году разразился новый скандал, в эпицентре которого оказался совсем неофшорный Люксембург. Как выяснилось, международные корпорации создавали в стране свои отделения и переводили туда часть средств, поскольку эта страна предлагала налоговые льготы или даже полное освобождение от уплаты некоторых налогов. Оно и понятно: Люксембург — крошечное государство в центре Европы, высокий уровень жизни которого поддерживается развитой сферой корпоративных и смежных с ними услуг.
В скандале, который в прессе окрестили LuxLeaks, оказались замешаны такие компании, как Аpple, Deutsche Bank, IKEA, Amazon, Disney, Skype, и многие другие. Некоторые из этих компаний умудрялись платить налоги в размере 1% от прибыли. В масштабе их деятельности речь идет о десятках миллиардов, не попавших в госказну.
Примечательно то, что практически «офшорный» налоговый режим был введен в Люксембурге в то время, когда правительство этой страны возглавлял Жан-Клод Юнкер, который впоследствии (и по сей день) занимает пост председателя Еврокомиссии. В ответ на все обвинения Юнкер отвечал, что никаких нарушений не было и созданный при его участии благоприятный налоговый режим Люксембурга не идет вразрез с международными нормами.
Отношение к офшорам и прочим подобным схемам уже было довольно настороженное, а после эпизодов 2013 и 2014 годов репутация офшоров оказалась еще более подмоченной, и в 2016 году разразился новый грандиозный скандал — панамский. Panamaleaks в одночасье «похоронил» панамскую юридическую фирму Mossack Fonseca, более 40 лет хранившую тайны миллиардеров всего мира.
Владельцы фирмы объяснили это нанесением непреодолимого репутационного ущерба их бизнесу. С тех пор во всем мире начались полномасштабные гонения на офшоры, а бизнесмены принялись массово переводить компании в другие юрисдикции — мидшоры и оншоры с более высокими налогами, но при этом имеющим более респектабельную репутацию.
История происхождения офшоров
Понятие «офшор» (от англ. offshore — «вне берега») впервые появилось в одной из американских газет в середине 50-ых годов ХХ века в публикации о компании, избежавшей высоких налогов в США благодаря тому, что она перенесла свою деятельность на территорию с льготным налогообложением.
Швейцария стала родиной понятия «банковская тайна», и там же появилась концепция «конфиденциальности бизнеса». Конфиденциальность и является одной из основных причин регистрации компании в других юрисдикциях, а не на родине бизнесменов. Второй (а часто основополагающей причиной) регистрации компаний в офшорных юрисдикциях является налоговая оптимизация — открывая офшорную компанию, ее владелец получает либо полное освобождение от налогов, либо существенное их снижение.
У офшорных зон нет единого регулятора; надзор над ними осуществляется Международным валютным фондом и Центробанками разных стран.
Разновидности: офшоры, мидшоры, оншоры…
Все существующие офшорные юрисдикции можно условно разделить на три группы:
Классические офшоры — наиболее распространенная форма офшорных юрисдикций. Это небольшие островные государства с неразвитой экономикой, и регистрация офшорных компаний является одним из основных источников притока средств в госбюджет. Офшорные компании, зарегистрированные в этих юрисдикциях, должны оплачивать ежегодные фиксированные сборы. Не требуется предоставление бухгалтерской отчетности, компании освобождаются от налогов. Такими офшорами являются Сейшельские острова, Невис, Британские Виргинские острова, Белиз, Ангилья, острова Теркс и Кайкос, Кюрасао и множество других стран и территорий.
Однако, в связи со всеобщей тенденцией к прозрачности и в свете нескольких офшорных скандалов островные офшорные юрисдикции потеряли свою былую популярность, и бизнесмены предпочитают регистрировать офшорные компании в одной из следующих категорий:
Так называемые мидшоры — это офшорные зоны с низким налогообложением.
Многие страны предлагают бизнесменам регистрацию офшоров на своей территории в обмен на более льготные условия ведения бизнеса (по сравнению со страной их постоянно проживания). Необходимо предоставление финансовой отчетности, а также назначение директорами компаний резидентов тех или иных юрисдикций. Мидшорами являются Панама, Сингапур, Гонконг, и ряд других стран и территорий.
Оншоры — респектабельные юрисдикции с льготными условиями ведения бизнеса.
Ряд высокоразвитых европейских стран (включая Великобританию, Кипр, Мальту и др.) предлагает иностранным бизнесменам льготные условия открытия компаний на своей территории с целью привлечения капитала из-за рубежа. Регистрация компании в одной из этих юрисдикций может стать одним из оптимальных вариантов эффективного налогового планирования.
Это респектабельные юрисдикции, и наличие зарегистрированной там компании существенно упрощает общение с регулятором, контрагентами и кредиторами, поскольку в этих юрисдикциях требования к прозрачности очень высоки. Кроме того, там обычно присутствуют требования к обязательной бухгалтерской отчетности и регулярному аудиту. Оплачиваются налоги. Необходимым условием является назначение директорами компаний резидентов соответствующих юрисдикций. Сведения о владельцах бизнеса раскрываются в обычном порядке.
Бытует мнение, что регистрация компании в такой юрисдикции обходится очень дорого, но это не так. Стоимость регистрации офшорных компаний вполне приемлемая и в долгосрочной перспективе приносит бизнесу огромную выгоду.
Офшоры в наши дни: как эволюционирует индустрия?
«Золотой век» офшоров подошел к концу: вступил в силу автоматический обмен налоговой информацией, в России все более строгими становятся правила о КИК (контролируемых иностранных компаниях) и конечных бенефициарах. Международные банки все чаще задают неудобные вопросы о происхождении капитала.
С 1 января 2019 года в большинстве популярных юрисдикций вступил в силу закон, обязывающий обеспечить реальное физическое присутствие в этих юрисдикциях (substance), а не просто юридический адрес. По сути, это разрушило основной принцип популярности и удобства офшоров, а именно —возможность ведения бизнес-деятельности компаниями, не имеющими реального офиса и сотрудников.
Это стало одной из мер, при помощи которых офшорные юрисдикции намерены «реабилитировать» себя и удержать компании.
Требования уже вступили в силу в Белизе, на Сейшелах, на Маврикии, на острове Мэн, на Британских Виргинских островах и в других популярных юрисдикциях. В ближайшее время эти правила будут приняты в ОАЭ.
В целом свод правил и требований будет почти одинаковым по всех юрисдикциях, поскольку он базируется на директивах Евросоюза, пригрозившего применением санкций в отношении этих юрисдикций. Разумеется, офшоры не могут так рисковать: компании являются основным столпом их экономики, и никто не захочет потерять гарантированный доход.
Что это означает на практике?
Почти все традиционные офшорные зоны спешно меняют законодательство и требования, предъявляемые к регистрации компаний на их территории, поэтому не позднее 2021 года почти во всех юрисдикциях появится требование к обеспечению «физического присутствия» компании, так называемое «Substance». Это означает наличие фактического офиса и работающих там сотрудников, получающих зарплату от офшорной компании.
Есть еще один вариант — передислокация в более надежные респектабельные юрисдикции. Многие бизнесмены, не дожидаясь проблем, уже перевели свои компании на Кипр, в Люксембург, Швейцарию и Сингапур.
Решение? Возможно, это ОАЭ!
Альтернативное решение — регистрация офшора в Объединенных Арабских Эмиратах. Там постоянно создаются новые офшорные зоны с разными видами лицензий, а изначальный пакет требований и ранее предполагал наличие фактического офиса и сотрудников, поэтому нареканий к ОАЭ как к юрисдикции никогда не возникало.
Основное преимущество регистрации компании в ОАЭ — отсутствие корпоративного налога. Персоналу компаний предоставляются визы.
В ОАЭ идеально продумана необходимая инфраструктура, и неподалеку от аэропортов создаются бизнес-кластеры, откуда сотрудники международных компаний могут вести бизнес по всему миру.
ОАЭ в настоящее время является наиболее респектабельной, перспективной и стабильной юрисдикцией, не подверженной экономическим и политическим катаклизмам, колебаниям курсов валют и другим факторам, негативно влияющим на бизнес.