Что-то с НАТО плоховато
БОСС-политика | Сюжет месяца/Вокруг России
Текст | Юрий КУЗЬМИН
Североатлантический альянс переживает кризис.
Ты их любишь маловато,
Ты их лепишь плоховато.
Ты сама в том виновата,
И никто не виноват!
Новелла Матвеева
Ну уж прямо так и плоховато? Может быть, альянс слепили как-то не так?
Да вроде слепили на совесть тогда еще, в 1949-м, а потом много всего долепили. Может, любят его маловато? Это, пожалуй, что да: любовью к НАТО пылают в основном как раз те, кого последними прилепили, да и то чувства эти искренними не назовешь. И кто же в этом виноват? Давайте смотреть.
3–4 декабря 2019 года в Лондоне прошел саммит НАТО, на котором лидеры стран альянса отпраздновали его 70-летнюю годовщину.
Незадолго до встречи генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что это самый успешный в истории военный блок, в течение 70 лет обеспечивавший мир в Европе и вообще везде, куда он «дотягивался».
Что такое НАТО
Для начала разберемся, что это за организация.
НАТО (по-английски NATO — North Atlantic Treaty Organization, буквально Организация Североатлантического договора) — военно-политический союз, в который ныне входит большинство стран Европы, а также США и Канада. Организация провозглашена 4 апреля 1949 года, и ее целью стала защита Европы от советской экспансии. Как заявлял первый генсек альянса Гастингс Лайонел Исмей, целью создания НАТО было «не подпускать русских (в Европу), не отпускать американцев и придерживать немцев».
Первоначально в НАТО вошли 12 государств, а именно: США, Канада, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Исландия, Италия, Португалия.
С того времени число членов альянса увеличилось до 29. Это были так называемые расширения альянса — первое, второе и т. д. В 1952 году в НАТО вошли Греция и Турция, в 1955-м — Западная Германия, в 1982 году присоединилась Испания.
Правда, в 1966 году генерал Шарль Де Голль вывел Францию из военной структуры альянса, оставив ее в политической организации НАТО. Это была некая претензия на самостоятельность Франции как некогда великой державы, которой она, впрочем, уже перестала быть. Что и подтвердилось тем фактом, что в 1999 году Франция приняла активное участие в нападении НАТО на Югославию. А в 2009 году она ожидаемо вернулась в НАТО полностью.
В 1970-х на несколько лет выходила из альянса Греция, поскольку НАТО не поддержало ее в конфликте с Турцией (в 1974 году Греция попыталась присоединить Кипр, где большинство населения составляли греки, но Турция высадила на Северном Кипре с турецким большинством свой контингент, выгнала оттуда всех греков и объявила там отдельную Республику Северного Кипра, которую она одна и признает). Однако в 1981 году Греция вернулась.
В 1954 году СССР подавал заявку на вступление в НАТО, которую отклонили. Аргументация была в стиле того, что альянс не только военная, но и политическая организация, и политические принципы ее членов вступают в противоречие с принципами СССР и его «сателлитов». Хотя, честно говоря, думаю, что и СССР не горел искренним желанием вступать в НАТО, а просто решил проверить альянс, уж извините, на вшивость.
В ответ на учреждение НАТО и отказ принять в него нашу страну 14 мая 1955 года на Варшавском совещании Советский Союз образовал военный блок из европейских социалистических государств, проводивших просоветскую политику, — Албании, Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии при ведущей роли СССР — Организацию Варшавского договора (ОВД). Албания, правда, потом под водительством «великого вождя» Энвера Ходжи поссорилась с СССР, да и с остальными соцстранами и вышла из договора. Создание ОВД закрепило разделение мира на прозападный и просоветский блоки на 36 лет.
Стоит отметить, что легенда об агрессивности Советского Союза и его желании уничтожить «западный демократический» мир, хоть и имеет под собой некоторые основания, справедлива и в отношении стран НАТО. В «уста» СССР вполне можно было вложить слова Рэмбо: «Не я первый начал».
Что и подтвердилось позже.
В 1989–1990 годах, после крушения коммунистических режимов в Восточной Европе, государства, участвовавшие в Варшавском договоре, сначала упразднили его военные структуры, а затем, в 1991 году, подписали протокол о полном прекращении его действия.
В дальнейшем, несмотря на то что американский госсекретарь Джозеф Бейкер и канцлер ФРГ Гельмут Коль в конце 1980-х заверяли Михаила Горбачева, что расширения альянса не будет, после объединения Германии последняя вошла в альянс целиком, а по окончании холодной войны начались дальнейшие расширения НАТО: в 1999 году туда вошли Венгрия, Польша и Чехия, в 2004-м — Болгария, Латвия, Литва, Эстония, Румыния, Словакия и Словения, в 2009 году — Хорватия и Албания, в 2017-м — Черногория. В начале 2020 года должна присоединиться Северная Македония. То есть почти вся Европа уже в НАТО.
Теперь все, кто был причастен к началу такого взрывного расширения, уверяют, что их не так поняли, письменных соглашений о нерасширении не было и т. п. Звучит в стиле «обещать не значит жениться». А уж Михаилу Сергеевичу как руководителю единственного оставшегося государства, оппонирующего западному блоку, не следовало на слово доверять западным «друзьям». Об их порядочности говорит хотя бы то, что их заявления, будто НАТО — блок не агрессивный, неоднократно опровергались действиями.
За последние 25 с небольшим лет войска НАТО приняли участие в следующих конфликтах: в 1991 году — ответные действия на вторжение Ирака в Кувейт и продолжение войны на территории Ирака (правда, с одобрения ООН); войны на территории Югославии — в Боснии и Герцеговине в 1992–1995 годах, бомбардировки Югославии в 1999 году и интервенция на территории Косово с преобладающим албанским населением (с дальнейшим отторжением от Югославии: привет тезису о нерушимости границ в послевоенной Европе — пусть альянс хоть сто раз настаивает на особом случае Косово, ему доверия уже не будет); ну и далее Афганистан (2001–2014: альянс вроде как ушел оттуда, а американцы — нет); еще раз Ирак со свержением и казнью Саддама Хусейна (2003–2011); «миротворческая операция» в Судане (2005–2011); интервенция в Ливии с убийством Муаммара Каддафи (2011). А уж о всяких «мелочах» типа «миротворческой операции» в Македонии в 2001 году, где опять же отметились албанцы, и говорить не стоит.
Такой вам мирный альянс.
И вот главный вопрос, на который у НАТО нет ответа: если альянс миролюбивый, зачем ему было расширяться? Если у них в пятой статье прописано, что страны альянса все как один встанут на защиту любого из его членов, то против кого они, такие миролюбивые, дружат? Когда они заявляют, что Россия увеличивает военную активность у границ альянса, возникает еще один вопрос: как эти границы оказались на российских рубежах — это мы к ним подобрались или наоборот? Ответ очевиден, и он не в пользу НАТО, как бы они ни изворачивались.
Что не так
Большинство экспертов, занимающихся вопросами НАТО, единодушно во мнении, что альянс испытывает серьезный кризис. НАТО зачастую неэффективно в противодействии новым угрозам, в числе которых продолжающийся терроризм, бесконтрольная миграция и многое другое.
В России бытует мнение, что НАТО и Евросоюз — нечто единое целое. Но это далеко не так. Более того, у альянса сейчас весьма непростые отношения с Евросоюзом.
Да и между членами НАТО в последнее время растут противоречия. Столтенберг и британский премьер Борис Джонсон привычно твердят, что единство НАТО незыблемо и у альянса грандиозные перспективы. В то же время премьер Испании Педро Санчес говорит противоположное: мир стремительно меняется, а НАТО от этих перемен фатально отстает. И расширение НАТО не далось легко, оно стόит ему очень дорого. Ведь чем больше в нем членов, тем выше вероятность конфликта их интересов и тем труднее им друг с другом улаживать возникающие разногласия и договариваться.
На саммите было не то что не гладко, а вообще доходило до реальных оскорблений. По прибытии в Лондон Дональд Трамп назвал канадского премьер-министра Джастина Трюдо двуличным типом из-за того, что тот в кулуарах саммита отпустил какую-то шутку в адрес Трампа. Да и Францию Трамп приложил, пригрозив, если что, выслать туда захваченных в Сирии исламистов с французским гражданством.
Макрон берет слово
Французский президент в ноябре прошлого года высказался о положении в альянсе крайне резко: по его словам, у НАТО наступила «смерть мозга», поскольку у членов НАТО отсутствует общая стратегия борьбы с глобальными вызовами. Он заявил, что в нынешних условиях европейским странам нужно сплотиться, поднять мощь своих собственных вооруженных сил и начать проводить самостоятельную внешнюю политику.

kremlin.ru
Рассуждая о положении в НАТО, Эмманюэль Макрон указал на действия двух других ключевых членов этого блока — США и Турции. Соединенные Штаты покидают Сирию, не известив предварительно своих европейских союзников. А Турция проводит несогласованные агрессивные действия «в зоне наших интересов», то есть тоже в Сирии.
На Макрона тут же набросились его оппоненты, нашедшие удобный повод раскритиковать его за «ошибочность внешнеполитических установок». Ангела Меркель прямо назвала действия французского лидера разрушительными: «Я устала собирать кусочки. Снова и снова мне приходится склеивать разбитые вами чашки…» — высказалась она в конце ноября в ходе обеда, посвященного 30-й годовщине падения Берлинской стены1. Тут важно помнить, что Макрон молод, амбициозен и несколько импульсивен. Он пришел к власти под лозунгом изменить и Францию, и ЕС в целом. А Меркель, скорее, его антагонист в действиях — она привыкла поступать осторожно, последовательно и прагматично.
1 Цитата по The New York Times.
Макрону вообще уже стали вменять в вину абсолютную крамолу — намерение сблизиться с Россией. Он ведь, как сообщила немецкая газета Frankfurter Allgemeine, написал письмо президенту Владимиру Путину, где констатирует, что российское предложение о введении моратория на размещение в Европе ракет средней и меньшей дальности «заслуживает тщательного рассмотрения». Таким образом, Макрон стал первым среди натовских лидеров, кто отреагировал на это российское предложение. Ну уж это прямо ни в какие ворота не лезет.
Выпад Макрона против НАТО и само собой против Турции, конечно, не оставил равнодушным турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана. «Господин Макрон, я говорю вам в Турции, и я скажу в НАТО: сначала проверьте вашу собственную голову на предмет смерти мозга», — приводит слова Эрдогана, произнесенные во время его ноябрьского выступления в Университете Мармара в Стамбуле, агентство Anadolu2.

kremlin.ru
Вот такой обмен комплиментами.
По поводу своих действий в Сирии Эрдоган резко ответил Макрону: «Как вы себя ведете? Что вы делаете в Сирии? Она у наших границ, а Францию кто звал туда? Сначала у себя в Европе порядок наведите, а потом учите нас защищать наши национальные интересы… Франция не имеет права размещать военных в Сирии. Французских военных не приглашал в Сирию даже режим Башара Асада», — цитирует Anadolu.
А турецкий министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу давно уж комментирует критику французского президента в стиле «посмотрите на себя в зеркало»: мол, «где у вас во Франции свобода прессы, если вы закрываете комнату для прессы в Елисейском дворце», и обращает внимание на действия полиции при разгоне акций «желтых жилетов». При этом он, вообще не стесняясь, перешел на прямые оскорбления: «Нападки президента Франции на Турцию переходят всякие границы. Заявления Макрона напоминают кукареканье петуха, чьи лапы увязли в грязи», — цитирует турецкий новостной сайт Haber7 заявление для прессы, сделанное главой внешнеполитического ведомства Турции в Страсбурге в дни празднования 70-летия Совета Европы3.
Вообще, надо сказать, за почти 15 лет, что Эрдоган находится у власти, отношения Турции с Европой неуклонно деградировали, особенно с ее лидерами Германией и Францией. О том, чтобы Турция стала членом Евросоюза, уже даже и в мечтах не видится.
А теперь дошло до того, что Турция намекает, будто может покинуть НАТО, если ее интересы по-прежнему будут учитываться по остаточному принципу. Правда, эксперты убеждены, что это, скорее, блеф, и до выхода не дойдет. У Турции сейчас нет альтернативы участию в НАТО.
Да и Трамп, похоже, не намерен дальше обострять противоречия между США и Турцией. Он ищет компромисс в связи с исключением Турции из программы производства истребителей-бомбардировщиков F-35 и запретом на их продажу Турции вследствие закупки российских ЗРК С-400.
Так что НАТО, конечно, не террариум единомышленников, но с дружбой и верностью там большие проблемы.
Хотя будем пока к этому относиться по принципу «милые бранятся — только тешатся».
2 https://www.aa.com.tr/en/europe/-checkyour-brain—death—erdogan—on—macrons-nato-remarks/1659261
3 Цитата по ИноСМИ.Ru, https://inosmi.ru/politic/20191004/245957192.html
Не в деньгах счастье?
Еще один продолжающийся спор — о деньгах. Президент США считает, что европейские члены НАТО должны больше вкладывать в поддержание как собственной безопасности, так и в инфраструктуры альянса. А перед самым началом саммита пришло сообщение, что доля США в натовском бюджете будет сокращена с 22 до 16%.
И, надо признаться, Трамп своих союзников додавил. За пять лет, начиная с 2014 года, европейские участники альянса нарастили расходы на 18,5%. Но, как отмечает эксперт Европейского совета по международным отношениям Ник Уитни, хотя европейские страны и увеличивают траты на оборону, они пока не способны отражать угрозы без США4.
Что показал саммит
Однако вернемся к юбилейному саммиту.
Итоговая декларация лондонского саммита НАТО показывает, что участникам удалось смягчить противоречия и сохранить сложившийся образ действий организации. Но согласованные на саммите положения декларации образ-то действий подтверждают, а вот движения вперед не наблюдается.
Конечно, было бы прекраснодушием считать, что мощный военный блок атлантистов готов уйти в небытие. Итоги саммита показывают, что альянс еще ох как силен и готов к решению многих серьезных проблем современного мира.
Например, страны альянса продекларировали намерение «распространить зону его оперирования на космос», а также констатировали ряд положений, указывающих, что НАТО намерено оставаться на острие борьбы за доминирование в Европе и мире: модернизируется техническое оснащение НАТО, к примеру, массово внедряются беспилотники; началась модернизация инфраструктуры, в частности систем связи; подтверждается готовность альянса к военному ответу на кибератаки против какого-либо из его членов.
Некоторые эксперты считают: парадный саммит — это одно, а реальные действия — другое, и их предпринимают без лишнего шума. Показное единство альянса не способно сдержать действия некоторых его особо ретивых участников, не укладывающиеся в русло общенатовской стратегии. Скажем, Польша становится самым рьяным союзником США без всякой оглядки на Евросоюз и НАТО и готова предоставить американцам свою территорию для сдерживания России. Эстония даже готова отчасти пожертвовать национальной независимостью, а ее министр обороны генерал Мартин Херем с военной прямотой высказался за создание «из стран региона (вероятно, имея в виду Прибалтику) единого военного протектората под управлением НАТО»5.
Так чтό, получается, что вроде все хотят в НАТО, и альянс остается привлекательным для неуверенных в себе государств? Вон и Украина заявила о намерении открыть офис для своего военного представительства в штаб-квартире НАТО. И Грузия выполняет (правда, никак не выполнит) план действий по членству в НАТО.
Так, да не совсем.
Россия видит в НАТО рудимент холодной войны, а холодная война, что ни говори, закончилась, и рудименты должны отмереть. Мы уже говорили о позиции Франции, Турции, отчасти Германии в отношении России, да и Трамп был бы готов присоединиться к ней, если бы его не терроризировал собственный конгресс. Поэтому, как бы альянс ни демонизировал Россию, как бы ни объявлял ее главной угрозой, у лидеров альянса зреет понимание, что без России в международных делах не обойтись. Надеюсь, это понимание приведет к тому, что пусть НАТО и сохранится, но перестанет быть рудиментом, а превратится в полноценный союз государств, которые дружат не против кого-то, а за что-то важное для мира. И приклеившийся к ним рудимент отомрет, как и положено.Б
4 https://www.ecfr.eu/page/-/5_Building_Europeans%E2%80%99_capacity_to_defend_themselves.pdf
5 https://www.defensenews.com/outlook/2019/12/02/estonian-chiefof-defence-forces-regional-cooperationas-the-main-enabler/