Один воин в поле ритейла
Fitch назвало Совкомбанк единственным прибыльным розничным банком. В чем причины убыточности розничного банкинга и какие модели бизнеса позволяют минимизировать убытки? Комментируют наши эксперты: Никита Куликов, Иван Шаров, Яна Шнайдер и Станислав Дужинский.
Никита Куликов, исполнительный директор консалтинговой компании HEADS
В первую очередь, прибыльность коммерческих банков напрямую связана с политикой банка. У Совкомбанка есть своя целевая аудитория, на которой банк в последнее время и акцентирует внимание — это пенсионеры. А основные востребованные такой аудиторией виды банковских услуг — это накопление, т.е. банковское обслуживание счетов, и приумножение, под которым следует понимать банковские вклады. Остальные банковские инструменты их мало интересуют. И соответственно за счет такой не рисковой политики клиентов, банк может рассчитывать на гарантированную прибыль по итогам отчетных периодов.
Тем не менее, в отношении Совкомбанка такое резкое увеличение прибыльности (аж в 4 раза!) многие участники банковского сектора связывают не столько с консервативной политикой банка, а с выгодным участием банка в торговле на рынке ценных бумаг, что в принципе является достаточно рисковым инструментом. Исходя из этого, можно сказать что Совкомбанку в достаточной мере повезло.
Иван Шаров, генеральный директор брокерской компании «Финансовое агентство»
Совкомбанк не единственный прибыльный розничный банк — формально к розничному направлению относятся и банковские карты, а значит, Тинькофф банк составляет отличную конкуренцию коллегам из Совкомбанк.
Проблематика розничного бизнеса, по-моему, лежит в самой модели: это тяжелый формат, требующий больших капиталовложений, негибкий к изменениям рынка и, как следствие, требующий жесткого фокуса на конкурентные преимущества. В период активного роста рынка после 2008 года слишком много банков начали выходить в розницу, предлагая клиентам все виды продуктов, даже не имея компетенций в работе с ними.
Сейчас мы видим убыточность всего рынка, и есть только нескольких игроков, низкозатратная, дистанционная модель работы которых позволяет получать положительный финансовый результат.
Из основных задач и направлений работы розницы в ближайшие годы стоит выделить управление риском, значительно возросшим в наличных кредитах и кредитных картах, активный выход в интернет обслуживание и дистанционные каналы, а также более выделенное сегментирование клиентов.
Яна Шнайдер, начальник отдела продаж ЗАО «ФИНАНС-ИНВЕСТ»
На снижение прибыли банков повлияли и санкции, и падение курса валют. Последствия санкций ударили по российским банкам сильнее всего. Они временно потеряли возможность привлекать дешевые деньги за рубежом, что повлекло за собой возникновение риска недостаточности ликвидности. К тому же доступ к длинным заимствованиям на Западе закрыл для банков возможность рефинансировать свои валютные обязательства, и все выплаты им приходится осуществлять в соответствии с намеченным графиком.
Кроме этого на прибыль банков повлияла серьезная переоценка рисков кредитного портфеля, что связано с общей тенденцией ухудшения кредитования в стране в связи с высокой ставкой по кредиту, снижением платежеспособности как корпораций, так и населения и, как следствие, повышенная кредитная нагрузка.
По многим корпоративным клиентам банки были вынуждены сформировать дополнительные отчисления в резервы, что тоже отрицательно сказалось на банковской прибыли.
Многим кредитным организациям пришлось на время санкций заморозить существующие кредитные линии с западными партнерами и отказаться от открытия новых.
Также негативное воздействие на банковскую сферу оказал рост просроченной задолженности в сегменте кредитования физических лиц. Некоторым банкам, специализировавшимся на потребительском кредитовании, пришлось дополнительно докапитализироваться, чтобы сохранить нормативы на приемлемом уровне.
На прибыль банков, безусловно, повлияло снижение курса рубля, особенно на те банки, у которых были значительные валютные пассивы (депозиты) либо большая долговая нагрузка за счет выпущенных еврооблигаций и привлеченных синдицированных кредитов в иностранной валюте.
Станислав Дужинский, аналитик банка «Хоум Кредит»
Основные причины, приведшие к такому положению дел, лежат во многом за пределами банковского сектора. Во-первых, в условиях негативного макроэкономического фона и снижения благосостояния населения, спрос на розничные кредитные продукты неизбежно снижается. Кроме того, такое состояние экономики страны не может не отразиться на платежной дисциплине заемщиков, что приводит к росту просроченной задолженности и повышению затрат банков на резервирование. Во-вторых, падение рубля в конце прошлого года, повышение ключевой ставки Банка России привели к росту ставок по вкладам во всех банках. Это тоже существенно ударило по их прибыльности.
Финансовое положение нашего банка одно из лучших среди основных конкурентов. Своевременно принятые меры по ужесточению отбора заемщиков привели к тому, что доля просроченных платежей у нас стабильно снижается (у подавляющего большинства конкурентов она растет, и будет расти еще, как минимум, до начала 2016 года). Нам удалось стабилизировать ситуацию с просроченной задолженностью даже на падающем портфеле. NPL (просрочка от трех месяцев) по итогам первого полугодия 2015 года составил 15,1%, по итогам 2014 года – 15,6%, по итогам третьего квартала 2014 года – 16,8%. Этот тренд позволит Хоум Кредиту уже в ближайшем времени вернуть средства из резервов в прибыль. Что касается расходов, то меры оптимизации наших издержек оказывают свое положительное влияние, что крайне важно в условиях сокращения портфелей. Негативное влияние дорогих вкладов на прибыльность, по мере снижения ставок и вымывания старых депозитов из портфеля, сейчас практически исчерпано. Возможно, что в оставшиеся месяцы этого года мы одни из первых на рынке зафиксируем выход на точку безубыточности.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.