С информацией об основных направлениях финансовой и бюджетной политики выступил Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов, а Татьяна Голикова сделала акцент на оценке работы Минфина.
На «правительственном часе» депутаты рассмотрели деятельность Минфина и Счетной палаты
Стабилизировать ситуацию Правительству, по мнению министра Силуанова, удалось благодаря проводимой в последние 10 лет политике накопления нефтегазовых доходов в резервы. В Резервном фонде накопили «только 5 трлн рублей», в текущем году Минфин планирует «истратить от 2,5 до 2,7 трлн рублей», что по его словам, является «существенной подпоркой к нашему исполнению бюджета».
Силуанов сказал, что «не удалось обуздать инфляцию с уровня 7,3% по итогам первого квартала», прогноз инфляции по текущему году – 12,2%. «Ключевая роль в снижении инфляции сегодня принадлежит бюджету, бюджетной политике», — заявил Министр финансов и пояснил, что предстоит «неиндексация заработных плат, оптимизация зарплаты госаппарата, — все это влияет на снижение темпов инфляции».
«Основная задача Правительства – перезапуск экономического роста», — заявил министр, проиллюстрировав показателями «сбережения и инвестирования» быстрорастущих экономик. В России наоборот, уровень инвестиций очень низкий — около 18% ВВП – из-за того, что «у нас государственное потребление большое, а валовые накопления невелики». Доля заработных плат в ВВП увеличилась с 47% в 2008 году до 52% в 2014 году, рост зарплат «быстрее производительности труда съедал все прибыли», ухудшилась структура бюджета – нефтегазовый дефицит вырос до 10,8% в 2015 году (в 2008 году – 3,5% ВВП), произошел перекос социальных и военных затрат, «ожидает желать лучшего» эффективность госкомпаний.
В сложившейся ситуации единственным возможным каналом экономического роста в Минфине считают частные инвестиции. Свою роль Минфин видит в опоре на внутреннего инвестора, следовательно, ключевыми должны стать, по словам министра, «устойчивость банковской системы, возобновление роста кредитования, дальнейшее развитие накопительной части пенсионной системы, системы накопительного страхования жизни, развития системы страхования в целом».
В области налоговой политики прорабатывается изъятие части выручки у экспортеров, получивших карт-бланш в результате курсовой политики.
В течение 3-х лет должны быть подготовлены решения по объемам доходов бюджета, дефицит которого в текущем году ожидается до 3 трлн рублей.
«Жить по старым лекалам в новых условиях уже нельзя, — считает министр, –нужно адаптировать бюджет к новым экономическим реалиям, снизить дефицит до уровня, который может быть профинансирован рыночными заимствованиями без ущерба для уровня ставок в экономике и в банковском секторе и без раскручивания инфляционной спирали. Начать движение по сокращению текущих расходов в структуре бюджета и запустить инвестиционную повестку дня в этой связи».
Нужно минимизировать долю «неэффективных» социальных расходов, предстоит решить вопрос и об увеличении пенсионного возраста, об обеспечениеи устойчивости долговой конструкции, нужна еще и операционная эффективность бюджета, уверен А.Силуанов.
Механизм предоставления целевых трансфертов регионам через казначейство уже дал свои позитивные результаты, поделился докладчик. Совершенствование механизмов предоставления субсидий учреждениям и отзыва остатков неиспользованных средств позволит возвращать средства в казну и эффективнее использовать средства Резервного фонда. Министр прогнозирует снижение дефицита бюджета по итогам года — 300 млрд.
Из 310 млрд рублей бюджетных кредитов регионам, уже выдано порядка 230 млрд рублей, порядка 200 млрд рублей из них пошло на замещение либо бюджетных кредитов, либо коммерческих кредитов.
Непростая ситуация в политике и экономике вынуждает принимать «взвешенное решение при подготовке бюджета на 2016 год» и «балансировке бюджетов 2017 и 2018 годов», резюмировал министр финансов.
Председатель Счетной палаты Российской Федерации Татьяна Голикова в своем выступлении сделала акцент на оценке работы Минфина «как главного распорядителя бюджетных средств», остановившись из 40 бюджетных полномочий на ключевых.
По межбюджетным отношениям Председатель Счетной палаты отметила «с 2012 года устойчивую тенденцию к росту государственного долга субъектов Российской Федерации», который вырос в два раза, на 1 сентября 2015 года он составил 2 трлн 116 млрд рублей и продолжает рост.
Сохраняет тенденцию к росту доля коммерческих кредитов с 32,4% до 42,5%, но в последние месяцы тенденция изменилась в пользу бюджетных кредитов. В 2014 году рост долговых обязательств отмечен в 73 регионах России. Перечислив регионы с самыми высокими показателями, Т.Голикова отметила, что рост долговых обязательств субъектов Российской Федерации за январь-август отмечается в 42 регионах страны, за три года увеличились расходы по обслуживанию государственного долга регионов на 65%. При этом реальные источники погашения отсутствуют.
В осуществлении полномочий Минфина по налоговой политике существенное влияние оказали консолидированные группы налогоплательщиков (КГН), на практике получилось «существенное и непрогнозируемое перераспределение доходов между различными регионами»: за 2014 год 31 субъект недополучил доходы в сумме 127 млрд рублей, по 53-м – доходы увеличились лишь на сумму 61,9 млрд рублей.
Счетная палата, по словам Т.Голиковой, «уже неоднократно в течение ряда лет предлагала Минфину озаботиться анализом расходных и доходных полномочий субъектов Российской Федерации, но, к сожалению, такая работа пока не была проведена» и ситуация усугубляется.
В управлении госдолгом полномочие Минфина – за 2012-2014 годы долг увеличился на 92%, расходы на его обслуживание возросли на 58,2%.
Минфину нельзя допускать неэффективных расходов по обслуживанию долга, считает руководитель Счетной палаты. Более того, публично должны рассматриваться все вопросы неэффективного расходования бюджетных средств.
Финансирование из Фонда национального благосостояния (ФНБ) на возвратной основе по состоянию на 1 сентября 2015 года из запланированных 815 млрд рублей размещено 352,1 млрд рублей, в том числе на финансирование проектов направлено 254,4 млрд рублей.
Средства ФНБ, направленные на инфраструктурные проекты, осваиваются, по результатам проверок, «не очень высокими темпами», размещаются в банках.
Выступающие от фракций ГД, в частности, Владимир Кашин (КПРФ) отметил «общий разговор» и отсутствие конкретики в докладе министра и выступил с критикой отсутствия эффективности в работе Минфина по ряду направлений от снижения зарплат трудящимся до инвестирования в реальный сектор экономики и «лежащих без дела 32 трлн рублей».
Сергей Катасонов, представляющий ЛДПР рассказал о видении текущих вопросов во фракции в сфере бюджетного планирования и расходования средств, назвав госпрограммы «фикцией», депутат предложил «пойти пакетами» и заняться адресной поддержкой, а доходы разделить на условно постоянные и условно переменные.
ЕдиноросАндрей Макаров предложил сосредоточиться на обсуждении вопросов, реально относящихся к профессиональной деятельности конкретного ведомства: налоговой политике и других, призвал «искать резервы, которые показывает Счетная палата».
А Александр Тарнавский (СР) поддержал идею Минфина «забрать доходы у нефтяников», выступил с критикой сокращения финансирования социальных расходов, предложил «восстанавливать то, что было нами разрушено за последние 25 лет», создавая инновационную экономику.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.