Издательская группа «Профи-Пресс»
   

18+


Кипрей необыкновенный

Историко-гастрономическое описание старого национального бренда.

(далее…)

Свежий номер


Специальные рубрики портала


Власть

Единый социальный

Пенсионный фонд России (ПФР) и Фонд социального страхования (ФСС) будут объединены. (далее…)



Финансы

Потребители меняются

 

Новые тенденции в поведении клиентов. (далее…)



Технологии

Наставник или лучший друг

Эксперт, ведущий блог или онлайн-курс, может столкнуться с проблемами при поиске стиля общения со своей аудиторией. Как нащупать свой подход к подаче информации и общению, понять, что именно нужно потенциальным клиентам. (далее…)



Инфраструктура

Материалы, деньги, технологии

БОСС-профессия | Главная тема
Текст | Мария ЗЕМЛЯНИКИНА

Последние два года российский строительный комплекс работает в антикризисном режиме. Вызовы, с которыми он столкнулся, стали особенно острыми сейчас, в условиях непростой геополитической ситуации и спровоцированной ею экономической нестабильности, и требуют немедленного ответа. (далее…)




Малый бизнес поддержат крупным

По данным информированных источников, первый вице-премьер Игорь Шувалов совместно с ФАС работает над антикризисным законопроектом, который обяжет крупные компании закупаться о среднего и малого бизнеса. Документ обяжет крупный бизнес, в том числе государственные компании, отдавать часть заказа малым предприятиям. Будет ли этот новый закон результативным, поддержит ли он малый и средний бизнес? Комментируют наши эксперты: Николай Калмыков, Никита КуликовАлександр Мельников, Инна Алексеева, Надежда Карисалова, Александр КузьминНиколай Журавлев, Кирилл Терещенко, Иван Антропов.

калмыковНиколай Калмыков, директор Экспертно-аналитического центра РАНХиГС

Многие страны имеют аналогичный опыт и стимулируют крупные компании к взаимодействию с малым бизнесом. К сожалению, российская практика зачастую бывает такова, что крупная компания пытается выстроить все цепочки, окружающие себя, внутри своей организации. Вместе с тем, крупные компании в ряде вопросов могут оказываться менее эффективными, а главное менее гибкими.
А наличие малого и среднего бизнеса, способного обслуживать непрофильные задачи крупных компаний могли бы благотворно влиять на общее развитие экономики и самих крупных компаний. При этом, конечно, вырабатывая меры в данном направлении нельзя переборщить, иначе мы рискуем получить значительный процент малых предприятий, фактически созданных крупными компаниями. Поэтому стоит соблюдать разумность при определении критериев компаний, к которым предъявлять данные требования, а также аккуратность в части содержания самих новаций, возможно, оставляя определенную гибкость в данном вопросе.
Таким образом, эта мера, при должном подходе, может стать серьезным подспорьем для развития малого и среднего бизнеса, что будет выгодно как всей экономики России, так и самим крупным компаниям.

Куликов 2Никита Куликов, исполнительный директор Консалтинговой компании HEADS

Потребность в такой поддержке всегда была, и необходимость в таком регулировании давно назревала. Действительно, все те требования и ограничения предъявляемые сегодня к малому бизнесу проредили количество таких бизнесменов, и такая государственная поддержка может быть весьма к стати. Тем не менее, даже несмотря на то что одним из инициаторов данной инициативы выступает ФАС, такой законопроект разумеется никак не стыкуется с рыночными отношениями и свободной конкуренцией, что в свою очередь может гарантировать получение более качественных услуг за меньшие деньги. А если убрать конкуренцию и ввести обязаловку, то может получится как в одной известной поговорке «одно лечим — другое калечим». Более того, говоря о «малом бизнесе», можно несколько ввести в заблуждение многих небольших производителей и поставщиков услуг, так как в соответствии с действующим законодательством, под «малым бизнесом» понимаются, согласно Постановлению Правительства РФ от 13 июля 2015 г. N 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства», организации с выручкой от 120 млн до 2 млрд рублей, которые «малыми» можно назвать только условно. В то же время подобная инициатива имеет право на существование, но только как временная мера.

1070_11629_65598897_lZHtmTW7 (1)Александр Мельников, руководитель петербургского филиала бизнес-брокерской компании «Альтера Инвест»

Обязать закупаться у малого и среднего бизнесе — не значит сделать это выгодным или удобным. К сожалению, подобная практика обычно оборачивается новым витком творческих уклонений предпринимателей. Появится много маленьких транзитных организаций и что дальше? Усилить контроль за соблюдением законопроекта при данной схеме — равнозначно созданию лишнего поля для коррупции. Такие законопроекты лишь удлиняют цепочки взаимодействия и с государственными органами и между коммерческим организациями, лучше бы наши законотворцы сфокусировались на упрощении стандартных процедур для бизнеса в России.

Инна Алексеева, генеральный директор PR Partner

Похожая норма действует во многих американских штатах, сама по себе идея прекрасная, однако в России она скорее приведет к созданию ряда карманных фирм чиновников, через которые они и их семьи, родственники и знакомые будут зарабатывать. Поэтому надо еще дополнительно ввести заградительные барьеры, чтобы реальный малый бизнес могу получить хотя бы шанс зарабатывать средства на госконтрактах не в теории, а на практике.

3148_11629_170d2cc0_p2BrDDKr (2)Надежда Карисалова, заместитель министра инвестиций и инноваций Московской области

Идея сама по себе хорошая, однако она, как всегда бывает при такого рода инициативах, влечет за собой массу смежных вопросов. Во-первых, это вопросы лицензирования. Дело в том, что некоторые крупные компании требуют наличия определенного вида лицензий, даже если для выполнения определенной работы они и не нужны — просто таков порядок. Получение специальных лицензий — вещь дорогая, далеко не всякий малый предприниматель может себе это позволить. Даже если и может — где гарантии, что затраты на получение этой лицензии окупятся? Во-вторых, закупка товаров и сервисов – это элемент рыночных отношений, а значит важным является вопрос цены товара. Соответственно, сможет ли малое предприятие предложить цены, которые были бы не выше, чем собственно цены крупных предприятий, которые могут себе позволить снизить отпускные цены до границ рентабельности и все равно получить ощутимую прибыль за счет объема? На мой взгляд, это главные проблемы, с которыми непременно придется столкнуться. Одно влечет за собой другое, поэтому если обязать крупный бизнес закупаться у малого, необходимо будет решить вопросы с особенностями лицензирования, с рентабельностью, с критериями качества и многим другим. Это весьма серьезная аналитическая работа, а после – весьма внушительный объем реформирования.

3339_11239_ee24c2c3_TFC02XohАлександр Кузьмин, генеральный директор РусХОЛТС

Инициатива скорее обращает внимание на существующее положение дел, поскольку тендеры на поставку продукции в крупные государственные компании представляют собой «кино не для всех».
Любые инновации в вопросе закупок заработают только тогда, когда появятся единые и понятные всем участникам торгов правила игры. Надо ли говорить, что большинство тендеров проводится под заранее определенного победителя? Например, закупка кофе для одной окологосударственной сети АЗС. Казалось, что может быть проще? Но согласно тендерным требованиям, компания могла произвести закупку лишь у поставщика, имеющего опыт продаж не менее 10 лет, поставки не менее чем в 1000 точек продаж, история бренда кофе должна была быть не менее 50 лет и еще до кучи десяток пунктов. Итог: под такие требования на рынке РФ подходили всего две компании, де-факто принадлежавшие одному владельцу и таких примеров можно привести сотни.
Выход: нужна независимая электронная система квалификации участников и открытые результаты торгов, для тех, кто был допущен к торгам. Устроители торгов всегда пытаются придать результатам статус коммерческой тайны. Если я участвовал и проиграл, я ОБЯЗАН знать, почему я проиграл. Это не праздное любопытство, а стимул к развитию моего бизнеса, чтобы в следующий раз сделать свое предложение лучше: ужаться в наценке, оптимизировать расходы, повысить эффективность производства и т.д.

foto Zhuravlev Nikolay (3)Николай Журавлев, генеральный директор Консалтингового агентства «Мастерпланс»

Сама по себе идея вполне продуктивная. Как правило небольшие предприятия не располагают организационной и технологической культурой, необходимыми для поставок продукции крупным компаниям. В то же время, крупные компании вполне могут провести обучение своих поставщиков, передать им технологии и затем контролировать процесс производства. Классический пример – это программа поддержки поставщиков Toyota в Японии, в рамках которой эта корпорация анализирует и адаптирует самые современные технологии, а затем распространяет среди японских компаний. В России примером подхода «обучи и покупай» являются также иностранные компании, в частности ИКЕА (на которую впрочем поставщики жалуются из-за давления по цене) и Фольксваген в рамках обязательств по локализации производства. Если же говорить о российских крупных компаниях, то «давление сверху» вызывает двойственное чувство. С одной стороны, такие программы эффективны, когда заказчик владеет компетенциями, может ими поделиться и при этом имеет внутреннюю мотивацию это сделать, а этого не добиться по приказу. С другой – возможно, что действия, которые компаниям придется предпринять, выполняя данное распоряжение, позволят им прочувствовать выгоду и дальше процесс пойдет самостоятельно.

Кирилл Терещенко, член совета производителей обороны и безопасности, «Офицеры России»

Это как раз тот самый случай, когда размер имеет куда меньшее значение, чем качество процесса. Увеличение доли закупок у МСП безусловно поддержит сектор, но куда более важным направлением остается импортозамещение и контроль над закупками корпораций импортной продукции, чтобы не развивалась практика, когда российские корпорации закупают импортные услуги и оборудование у малых российских компаний, в то время как уже существуют конкурентоспособные российские аналоги.

Иван Антропов, руководитель отдела исследований и аналитики Института актуальной экономики

Инициатива, предложенная вице-премьером Игорем Шуваловым и ФАС, обязать крупный бизнес из негосударственного сектора обязать делать закупки у малых и средних предприятий интересная, но в нынешнем виде может не оправдать возложенных на нее ожиданий. Цель программы – оказать поддержку малому и среднему бизнесу в условиях дорогих или вовсе недоступных кредитов. Приводится пример, что в рамках 223-ФЗ госкомпании с июля 2015 года обязаны 9% закупок совершать у малых и средних предприятий, и уже было совершено закупок на 475,7 млрд рублей (5,7% всех госзакупок). Перспектива роста – 1,5 трлн. рублей в 2016, когда будет установлена минимальная планка закупок у МСБ в 18%. Обязательство крупных предприятий совершать закупки у малых и средних может увеличить эту цифру вдвое до 3 трлн. рублей. Учитывая среднегодовую выручку всех МСП в 38 трлн. рублей, данные меры могут повысит спрос на товары и услуги МСП примерно на 10% — показатель хороший. Но для успешной реализации проекта необходим комплексный подход. Просто создать спрос, обязав кого-то делать закупки – полумера. В любом случае предлагаемый продукт должен быть конкурентоспособным. Крупным предприятиям выгодно работать крупными поставщиками, которые обеспечивает большие партии товара со стабильным качеством. В такой ситуации заказчикам проще будет работать с вновь созданными дочерними компаниями прежних поставщиков, отвечающих требованиям МСП, что никак не скажется на развитии реального сектора МСП. Необходимо создавать условия, чтобы МСП могли предлагать привлекательный продукт: предлагать доступные долгосрочные кредиты (никакие обязательства их заменить не могут) для развития производства, создание единой информационной системы, в которой должны быть отражены потребности крупного бизнеса для оценки спроса. Обязанность крупного бизнеса делать закупки зачастую неконкурентоспособных товаров и услуг может привести к удорожанию конечной продукции (топлива, удобрения, металлического проката т.д.), что негативно скажется на потребительских ценах. Шувалов и ФАС в качестве успешного примера приводят США, где крупный бизнес обязан 23% закупок отдавать малым предприятиям, но не учитывают, что в США успешно действует Администрация по делам малого бизнеса (АМБ). Цель АМБ – оказывать финансовую (привлечение венчурного капитала и предоставление гарантий) и, что немаловажно, информационную поддержку, собирая статистику о действующих предприятиях, спросе и предложениях на товары и услуги. Только комплексные действия дадут значимый результат.


Добавить комментарий



Поиск


ВалютыСтавкаИзменение %
USD59,400,00%
EUR58,060,00%

Курсы валют в RUB на 06.10.2022


Эксклюзив

Наталия КОНЕВА: отец всегда помнил, что все победы могут быть одержаны только с людьми, о которых ты думаешь

БОСС-наследие | Память
Текст | Лилия САДЫКОВА
Фото | Из личного архива Н.И. Коневой, Виталий ШУСТРОВ

Приближается 125-летие со дня рождения Маршала Советского Союза Ивана Степановича Конева (28 декабря 1897 года), героя Великой Отечественной войны. Битва за Москву и переломившая ее ход Калининская оборонительная, а потом наступательная операция, Курская битва, битва за Днепр, вошедшие в учебники военного дела Корсунь-Шевченковская, Уманско-Ботошанская и Львовско-Сандомирская наступательные операции, спасение Кракова, освобождение Праги, штурм Берлина — вот далеко не полный перечень подвигов Ивана Степановича Конева, маршала Победы и солдатского маршала — так за близость к простым солдатам называли его в армии.

При поддержке ООГО «Российский фонд культуры» нам удалось побеседовать с дочерью военачальника доцентом кафедры языкознания и литературы Военного университета Министерства обороны РФ, президентом Фонда памяти полководцев Победы Наталией Ивановной Коневой. (далее…)


Игорь ГОРЯЧЕВ: наша задача — вместе с государством помочь застройщикам быстрее и с меньшими затратами выходить на стройку, но без снижения при этом качества

БОСС-профессия | Проектирование и строительство
Текст | Анастасия САЛОМЕЕВА
Фото | Сергей ТУБИН

Директор ГАУ Московской области «Мособлгосэкспертиза» — о различиях в работе государственной и негосударственной экспертизы, чем они могут быть полезны друг другу, а также о вызовах, которые стоят перед институтом строительной экспертизы. (далее…)


Артур ЗЮЗГИН: частные объекты могут быть интересны с точки зрения реализации архитектурных замыслов

БОСС-профессия | Проектирование и строительство
Текст | Юрий КУЗЬМИН
Фото | ООО «ПРОПРОЕКТ»

О своем пути в сфере строительного проектирования и об основных проблемах, которые приходится решать проектным фирмам, рассказывает директор воронежской компании строительного проектирования ООО «ПРОПРОЕКТ». (далее…)



Поздравления

ПОЗДРАВЛЯЕМ!

27 июня отметил 45-летие хороший друг нашего издания директор ООО «Московская областная негосударственная экспертиза» (МОНЭ), основатель и в недавнем прошлом руководитель проектной компании ООО «ПромСтройИнжиниринг» Виталий Викторович Москаленко.

Виталий Викторович родился в городе Луганске. В 1987 году переехал с семьей в Ленинград. В 1999 году окончил Санкт-Петербургский государственный технический университет (ныне Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого) по специальности «Национальная экономика».

На последнем курсе университета Виталий Викторович начал работать в ОАО «Центр гуманитарного и делового сотрудничества» (позже ОАО «Талион»), и это предопределило путь его профессиональной реализации, который отныне был связан со строительством. Годы работы в этой компании позволили В.В. Москаленко досконально изучить многие сферы стройотрасли: экономику строительства, проектирование, а также реставрацию и реконструкцию. ОАО «Талион» в то время реализовало ряд уникальных проектов в сфере реставрации и реконструкции памятников истории и культуры Санкт-Петербурга.

В ОАО «Талион» В.В. Москаленко прошел карьерный путь от рядового сотрудника, менеджера инвестиционных программ до заместителя генерального директора. Кроме того, с 2004 по 2007 год он возглавлял ООО «Леокаспис», дочернюю строительную компанию ОАО «Талион».

В апреле 2008 года В.В. Москаленко стал менеджером проектов Управления по административно-хозяйственной работе в НОУ высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов». А спустя несколько месяцев, в июле 2008 года, он основал собственную компанию — ООО «ПромСтройИнжиниринг», которую возглавлял до весны 2022 года. (далее…)



© 2016-2022