Пятилетка «Сколково»
«Каждый год, когда мы собираемся в «Сколково», мне предъявляют, показывают результаты работы стартапов за истекший период, огромное количество новинок в самых разных областях», — сказал Дмитрий Медведев, участвуя в онлайн конференции к пятилетию российской «силиконовой долины», отметив при этом, что какие-то стартапы доказывают свою состоятельность, а какие-то, нет. Эксперты Б-О попробовали уточнить.
— Одним из факторов успеха российского стартапа можно считать благополучный переход к следующему раунду инвестиций. Специфика технологических проектов, которые призваны менять отрасль и приближать будущее, состоит в высоких рисках на каждой стадии разработки. Поэтому готовность инвестора участвовать в развитии такого проекта уже служит доказательством его успеха, хотя бы с точки зрения менеджмента, — считает Елизавета Рождественская, исполнительный директор венчурного фонда Primer Capital .

Елизавета Рождественская
— Важное место на сегодняшней сцене стартапов занимают биотехнологические проекты. Государство стимулирует эволюцию отрасли, поддерживая такие институты развития, как Сколково, РВК, Роснано, разрабатывает Федеральную целевую программу по развитию фармацевтической и медицинской промышленности, создает особые экономические зоны. Особое внимание привлекают проекты на стыке IT и медицины, которые помогают интерпретировать результаты скринингов, автоматизировать сложные процессы, улучшить эффективность исследований и тд.
Один из таких проектов – облачные приложения Data MATRIX, позволяющие собирать данные клинических исследований, обрабатывать их, обеспечивая достоверность, качество и высокую скорость проведения исследований. Это уникальный проект, использующий современные технологические возможности, которые способны улучшить большой рынок клинических исследований. Прямых аналогов в России нет, при этом он обладает хорошим потенциалом для зарубежных рынков.
Еще один удачный проект резидента Сколково – VVS Lab, который занимается разработкой препаратов и даигностикума для лечения и профилактики диабета. Команда заняла второе место на Start-up Village в этом году. Это два примера разных по сути проектов, находящихся на разных стадиях разработки, но оба они имеют основания называться успешными.
Денис Беляев, партнер адвокатского бюро DS Law:
— Как известно, рынок стартапов изначально характеризуется высокой степенью риска как для основателей, так и для инвесторов, а процент «неудач» и случаев, когда проект «не полетел», довольно высок. Также в связи с тем, что любой стартап – это, как правило, проект «с нуля», говорить об «успешности» или «неуспешности» того или иного проекта можно лишь по прошествии нескольких лет (как правило, 5-7), в течение которых проект проходит определенные стадии развития. В каждой из этих стадий он может быть как относительно успешным, так и наоборот.
С учетом вышесказанного, я бы выделил, пожалуй, не столько успешные стартапы, сколько наиболее успешные отрасли и рынки, в которых стартапы являются основной, на мой взгляд, движущей силой. Очевидно, что, за редким исключением, чем «моложе» рынок, тем он «конкурентней» и тем проще создавать «правила игры», поскольку законодательное регулирование, как правило, отстает на 2-3 года. Среди подобных рынков и их сегментов особое место занимает рынок рекламы и его Интернет-сегмент. Хотя игроков на нем много, и с каждым годом их появляется все больше, конкуренция все более усиливается и немногим удается пройти «долину смерти», у стартапа на этом рынке довольно высоки шансы стать успешным за счет лучшей по сравнению с конкурентами технологической платформы и грамотно выстроенного маркетинга.

Денис Беляев
Важную роль также играет «фактор основателя», т.е. многое зависит и от проактивности создателей стартапа, их готовности брать на себя и удерживать роль лидеров компании и способности вселять в потенциальных инвесторов на рынке веру в жизнеспособность идеи, каждый день доказывать это личным примером и делить риски с инвесторами.
Среди подобных успешных проектов последних лет можно выделить такие рекламные интернет-агентства, как RealWeb и iContext. Бывают также примеры, когда компания из высокотехнологичной отрасли, начинавшая как стартап, за довольно короткий срок превращалась в «фабрику успешных стартапов» в своей отрасли, сохраняя при этом и постоянно улучшая собственные продукты и сервисы. Наиболее яркие примеры – компании Seopult (разработчик системы автоматизированного продвижения сайтов и одноименного веб-сервиса, запущен в 2008 г.), AviaSales (разработчик метапоисковика авиабилетов, запущен в 2008 г.).
Известны также случаи, когда компания из стартапа за сравнительно небольшой срок выросла до публичной и осуществила экспансию на внешние рынки. Наиболее яркий пример такого российского стартапа – компания Qiwi.
Безусловно важную и зачастую определяющую роль в успехе компании играет способность лиц, стоящих у руля, предвидеть и предугадывать новые тренды рынка, вовремя корректировать вектор развития, в нужный момент привлечь инвестора, для того чтобы совершить качественный скачок, обогнав конкурентов, увеличив при этом долю на рынке, сохранив команду и грамотно выстроив отношения с партнерами.
— Абсолютно удачных стартапов нет, везде найдутся небольшие ошибки. Неплохие перспективы сейчас открыты у тех компаний, которые концентрируются на облачных технологиях и хранении данных, — отмечает руководитель отдела продвижения Startpack Станислав Романов. — Об этом говорил и исполнительный директор ИТ-кластера Фонда «Сколково» Игорь Богачёв в начале этого года. Те же Jelastic, Acumatica, Comindware. Продукты последнего пользуются спросом в каталоге Startpack. Из сферы моделирования — Datadvance и Rock Flow Dynamics, по технологиям распознавания лиц — VisionLabs и Vocord.
Проще, конечно, вспомнить последние неудачные стартапы на международном рынке — Secret, Critica, Cusoy, Circa News, Grooveshark, Clinkle. В последний инвестировали 30 млн долларов, но дело не дошло даже до рабочего прототипа.
Если говорить об особенностях неудачных стартапов — всё проще, чем кажется. Это, к примеру, непрофессиональное управление проектом или продуктом, недостаток опыта, иногда зависимость от каких-то сервисов, давление от конкурентов, считает эксперт.
Алексей Соловьев, управляющий директор Prostor Capital:
— Статистика упрямая наука независимо от географии. У России, конечно, всегда свой особый путь, но статистически прохождение сатрапов по «воронке», то есть процентное отношение стартовавших бизнесов по отношению к тем, что перешел на следующий уровень и дошел до «финала» через все более сужающиеся ворота – у нас примерно такое же, как и во всем мире. Но именно в процентном отношении.
В нашей стране тоже есть успешные примеры компаний, созданных по всем канонам стартапостроения. Другое дело, сколько их в абсолютном выражении, тех, кто прошел все фазы вплоть до выхода. В России таких, увы, единицы.
И это не из-за того, что у нас конверсии низкие, а из-за того, что в начале воронки мало хороших качественных начинаний. К тем, кто успешно дошел до финиша (с точки зрения выхода инвесторов и продажи бизнеса стратегическому инвестору, а именно это я как инвестор считаю критерием успешности стартапа), можно отнести Delivery Club и Rutarget (бренд Segmento), и то я не уверен, что в последнем были инвесторы, которые заработали.

Роман Котов
— Очень много денег и очень мало результатов.
Сколково очень странная и закрытая субстанция. С одной стороны, это мощнейший институт для реализации стартапов, с другой, это очень закрытая структура с непрозрачным принципом привлечения участников, высказывает свою точку зрения предприниматель, инвестор и генеральный директор управляющей компании ООО «Москва-Сити Капитал» Роман Котов.
— Я думаю, что Сколково как окологосударственный институт должно стать гораздо более открытым для общественности иначе эффективность его будет очень низкой. В принципе, неэффективность значительной части стартапов в Сколково очевидна всем. Безусловно, можно прикрываться венчурной спецификой, но не надо забывать, что в Сколково занимаются не фундаментальной наукой, а коммерцией. Причем за деньги государства и с его серьезной поддержкой.
Зачем поддерживать неуспешные коммерческие проекты, которых большинство? — не совсем понятно, — задается вопросом Роман Котов.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.