Импорт экспатов
Основательница рекрутингового агентства Pruffi Алёна Владимирская вместе с инвесткомпанией A&NN Александра Мамута запустили международный рекрутинговый проект Fynd. Цель проекта: привлекать специалистов и топов для работы в России. Каковы перспективы экспатов в современной России? — попробовали ответить наши эксперты.

Елена Яхонтова
Елена Яхонтова, д.с.н., профессор Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС при Президенте РФ:
— Экспатам Россия нужна. Это прекрасная возможность развить карьеру и зарабатывать деньги, которые иметь за ту же работу у себя дома нереально, а также окунуться в сильную российскую культуру. А вот нужны ли они России, вопрос неоднозначный.
С одной стороны, нужны, поскольку отечественный рынок труда характеризуется острым дефицитом высоко квалифицированных специалистов. Они российской экономике нужны, если несут с собой передовую культуру, технологии и опыт. Но вот вопрос, обладают ли этими компетенциями приглашенные нашим несовершенным менеджментом эти экспаты? Как правило, нет. Мой опыт показывает, что типичный экспат не дотягивает до лучших специалистов, уже работающих в компании, да еще и специфики нашей не знает. Ему платят заведомо больше, чем своим, а отдачи адекватной можно не дождаться. Еще один аргумент «против» — это высокий уровень недоверия между менеджментом и персоналом, который характерен для наших компаний. В этой связи наем экспатов еще более увеличивает пропасть между руководителями и сотрудниками, что чревато падением производительности труда и пр. Так что я бы делала ставку на своих HiPo, доверять им, вкладывать в них и активнее использовать опытных специалистов возрастных групп.
Что касается топов -экспатов, то они должны быть еще и лидерами. А как им быть таковыми, когда культуры они нашей не знают (или имеют о ней суждение на уровне анекдотов), на русском языке не говорят или плохо им владеют, себя пока никак не показали? Остается только слепо следовать западным стандартам и устойчивым стереотипам без учета местной специфики, что, как правило ведет к провальным проектам, а не росту конкурентоспособности бизнеса. А еще они нередко попадают в зависимость от «внутренних» консультантов из числа своих подчиненных, которые ими ловко манипулируют, что дурно сказывается на климате в коллективе и авторитете менеджмента.
Привлекать экспатов нужно только там, где своих специалистов пока мало (лесная и тяжелая промышленность, агробизнес и пр.). В образовании таже есть сферы, где без экспатов нам уже сложно готовить кадры для новой экономики.
При этом зарплатные условия должны быть для всех одинаковые, это правильно и справедливо, когда за одинаковый труда сотрудники получают одинаковую зарплату. Различия в оплате — не за иностранность, а за результат (по KPIs).
По оценкам, зарплаты экспатов до кризиса были выше, чем аналогичные цифры по местным работникам в 1,5- 2 раза. Зачастую в договоре зарплата была закреплена в валюте и в связи с девальвацией рубля разрыв стал еще выше. Более 30% экспатов работают в России по рублевому контракту, и в их зарплатную часть уже включены другие расходы, что делает их доход соизмеримым с зарплатами российских менеджеров, но все равно выше — зарплаты иностранцев облагаются более высокими налогами, зачастую договор предусматривает оплату проживания, медстраховку и т.д.
В современных условиях значительная часть компаний стремится минимизировать привлечение экспатов на должности кроме высших руководящих — они становятся не по карману. По данным ФМС, с начала 2015 года число экспатов из США и Западной Европы, работающих в России, по сравнению с прошлым годом снизилось на 34%.

Юрий Дорфман
Юрий Дорфман, Партнер хедхантинговой компании Cornerstone:
— Времена, когда в России банально не хватало управленцев и специалистов редких квалификаций в определенных областях, остались в прошлом. Конечно, есть отрасли, в которых у нас еще не сформирована достаточная комбинация компетенций и многолетнего опыта. Взять хотя бы ту же розницу. Экспаты до сих пор играют здесь заметную роль, их с удовольствием приглашают компании. Но на рыночных условиях, сильно проигрывающим тем, которые предлагались несколько лет назад.
Очень ценны специалисты в совершенстве владеющие операционными технологиями, грубо говоря, те, кто придет и организует работу нового проекта.
Что касается экспатов, то они по-прежнему стремятся в Россию. Экспаты, которые находятся в активном поиске (т.е. без работы) соглашаются на локализированные контракты либо на выплаты по зафиксированному в компании курсу. Для большинства экспатов условия здесь остаются более привлекательными, чем на родине.
Ольга Овчинникова, операционный директор компании Wyser Russia (кадровый холдинг Gi Group):
«Экспаты будут работать в России всегда, с санкциями или без. Какой бы непростой ни была ситуация, немало иностранных менеджеров стремятся в Россию.
Причем экспаты продолжают работать как в западных компаниях, — в больших структурах, и в маленьких представительствах, — так и в крупных российских бизнесах, которые в стремлении сделать свои компании более эффективными и передовыми нередко приглашают к себе иностранных специалистов. Спрос есть как на управленцев (на первом месте), так и на высококвалифицированных специалистов, например, инженеров.
Основная причина привлечения – наличие у иностранных специалистов опыта, знаний, навыков, которые сложно найти в России, — например, в силу того, что в России было мало или совсем не было проектов определенного характера и масштаба.
Однако даже среди иностранных компаний есть разные подходы. Одни компании предпочитают, чтобы бразды правления находились в руках «своих», иностранных управленцев с большим опытом работы в данной корпорации; в этом случае такие руководители являются отличным связующим звеном между российским направлением бизнеса и всей корпорацией, гарантируя, что российская часть бизнеса будет функционировать как органичная часть корпорации, работающая по определенным стандартам и опираясь на общекорпоративные ценности.
Во многом, безусловно, это связано не только с опытом и квалификацией, но и с доверием в отношении руководителей-экспатов. Другие иностранные компании, наоборот, идут по пути вручения российского подразделения своего бизнеса в руки российских руководителей, руководствуясь тем аргументов, что российский руководитель будет ориентироваться в реалиях «родного» рынка лучше, чем командированный иностранный менеджер. Что касается сравнения стоимости экспатов и российских менеджеров, то наблюдается интересная тенденция.
Если несколько лет назад иностранные менеджеры были существенно «дороже» российских (при этом не стоит забывать обильный пакет компенсаций и льгот для экспатов при работе с России), то сейчас все чаще иностранные менеджеры обходятся компаниям дешевле, чем российские.
Если экспат не командирован на работу в России своей корпорацией, а является новым сотрудником компании, то поиск и подбор таких кадров чаще ведут иностранные агентства executive search. Но и российские рекрутинговые компании иногда закрывают такие позиции, особенно когда найти иностранца нужно не за пределами РФ, а именно в самой России, — то есть иностранцев, которые живут и работают в России уже давно».

Олег Бусыгин
Олег Бусыгин, генеральный директор компании Intake-Consult:
«Несмотря на кризис и тяжелую экономико-политическую ситуацию, Россия продолжает оставаться привлекательной страной для экспатов восточной и западной Европы, благодаря молодому и высококонкурентному рынку с высоким уровнем компенсации. Тем не менее, Россия не стоит на месте и роль экспатов в нашей стране стала значительно ниже, чем была 5-10 лет назад. Прежде всего, те области, в которые традиционно привлекались экспаты, смогли за последние годы воспитать и привлечь собственных высококомпетентных специалистов с хорошим базовым образованием и нередко опытом работы в международных компаниях. По уровню своих навыков современные молодые специалисты ничем не уступают иностранным работникам.
При этом нельзя сказать, что роль экспатов в нашей стране опустилось к нулевой отметке.
Иностранные специалисты активно привлекаются для работы в России в отрасли IT, тяжелой и легкой промышленности и в особенности в отрасли сервисного обслуживания. Связано это с тем, что культура сервиса в нашей стране сегодня находится в зачаточном состоянии и только начинает развиваться.
В любой бизнес, где значима сервисная составляющая, активно привлекаются экспаты, потому что их понимание клиентоориентированности и значимости сервиса существенно отличается от того, что сегодня существуют у российских специалистов.
Помимо этого, крупные западные компании, имеющие филиалы в России, так же предпочитают брать на управленческие должности иностранных специалистов. Связано это с тем, что международные компании стремятся обеспечить единообразие бизнеса и внутренней культуры управления».
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.