Новый план спасения
Как покупка контрольного пакета «Трансаэро» владельцем S7 скажется на рынке? Комментируют наши эксперты: Владислав Шевцов, Роман Захаров и Борис Федосимов.
Владислав Шевцов, генеральный директор онлайн-гипермаркета путешествий DaTravel.com
Я думаю, что владельцы S7 трезво оценили свои силы и возможности, соглашаясь на данную сделку. Основная цель S7 — не позволить Аэрофлоту монополизировать рынок, а также получить новые направления, которые были закреплены за «Трансаэро». Не так давно S7 уже подавала заявку в межведомственную комиссию при Минтрансе на получение 24 международных направлений, коммерческие права на которые принадлежат «Трансаэро». Думаю, что сегодняшние планы по покупке акций перевозчика, еще один способ реализации данных намерений. На сегодняшний день S7 входит в тройку крупнейших авиаперевозчиков, и, получив ресурсы «Трансаэро», сможет занять достойное второе место после Аэрофлота, не допустив консолидации рынка в руках одного перевозчика. Думаю, что у этой прибыльной компании с хорошим маркетингом есть все шансы на спасение ситуации».
Роман Захаров, главный редактор журнала «Линия полета»
Очень сложно рассчитывать на сохранение доверия пассажиров, туроператоров и грузоотправителей к перевозчику после многочисленных изменений плана спасения «Трансаэро». Если бы банкротство компании с самого начала велось под контролем кредиторов, которые сейчас вроде бы готовы поддержать позицию Плешаковых как основных акционеров «Трансаэро» и S7, то вопросов было бы меньше.
В любом случае, объединение с S7 — это меньшее зло для отрасли, чем объединение или банкротство под управлением «Аэрофлота». Потому что в случае с S7 опасность монополизации рынка отсутствует, можно говорить лишь о консолидации активов и укрупнении двух крупных игровок (да, «Трансаэро» сейчас в сложном положении, но все же она занимала второе место по обороту!).
Прогнозировать что-либо крайне сложно, но важно обратить внимание на продолжающуюся проверку «Трансаэро» со стороны контролирующих органов, по итогам которой у авиакомпании может быть отозвано свидетельство эксплуатанта. Подобная «черная метка» кроме прямого запрета на полеты может стать последней каплей в развале перевозчика. Даже если новой управленческой команде S7 удастся оспорить подобное решение госорганов в суде, добиться реального возобновления деятельности будет весьма и весьма сложно. Для этого нужна будет политическая воля, а также единогласная (или почти единогласная) поддержка со стороны кредиторов — в первую очередь, крупных, то есть банков.
Борис Федосимов, генеральный директор ОАО «Холдинг «Люди Дела»
Каково может быть дальнейшее развитие событий? Что могут делать владельцы «Сибири» с «Трансаэро»- учитывая неподъемный долг последней? Менеджмент группы S7 умный и с хорошим стратегическим видением, поэтому, очень вероятно, то начнется типичная реструктуризация присоединенной компании и постепенный вывод активов из Трансаэро в другие компании группы С7 и сохранение долгов на текущий компании «Трансаэро», с ее последующим банкротством.
Думается, что в первую очередь С7 будет извлекать типичные выгоды от слияний компании, получения эффекта синергии:
1) создание общей обслуживающей инфраструктуры, бэк-офиса;
2) объединение служб маркетинга и продаж;
3) переоформление самолетов (лизинга) на «компании-активы»;
4) перевод лучших сотрудников, особенно пилотов;
5) расширение географии полетов, представленности, усиление направлений и т.п.
Думается, что текущий долг будет гасится только в части задолженности перед персоналом и для сохранения авиапарка, а вот все избыточные активы (включая некоторые самолеты) будут направлены на продажу и погашение долгов!
Насколько вероятно, что в обмен на спасение «Трансаэро» «Сибирь» будет требовать какие-то льготы или кредиты у государства? Получит ли она их? Вероятность того, что новый перевозчик будет требовать государственного финансирования и преференций очень высок, как и высока вероятность, что большую часть из запрошенного С7 так и не получит!
Насколько вероятно, что после присоединения к процессу спасения «Сибири» банки станут более сговорчивы в вопросе реструктуризации долгов «Трансаэро»?Банки станут очень сговорчивы, поскольку в текущий ситуации простое банкротство означало бы длительный процесс получения очень небольшой части денег. Думается, что на этот фоне акции обеих компаний должны резко подскочить, а это означает большую капитализацию группы, что должно успокоить финансистов на некоторое время!
Какова могла быть стоимость сделки по покупке «Трансаэро»? Тут можно только гадать. Но не думаю, что акционеры Трасаэро получили реальные деньги, вероятнее всего им предложат очень небольшой пакет в объединенной авиакомпании.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.