Виктор Климов: Рынок взыскания банковских долгов все больше уходит
На кредитном рынке страны сложилась весьма сложная ситуация: более 6 млн россиян имеют просроченную задолженность, а ее общая сумма на начало сентября этого года, по данным Центробанка, составила 849,3 млрд руб.
Как подчеркнул руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков», заместитель председателя Комитета по экономической политике Госдумы Виктор Климов, причины для этого различны: бум потребительского спроса в нулевые годы и агрессивная маркетинговая политика банков вкупе с пресловутой финансовой беспечностью россиян, которые умудрялись при зарплате в 30 тыс. руб. набрать кредитов на сотни тысяч и даже миллионы. При этом огромный рынок долгов естественным образом создает сопутствующие рынки, прежде всего – коллекторский и относительно новый – антиколлекторский.
Коллекторов не любят нигде, но в России ситуация осложняется отсутствием законодательного регулирования и перечня требований к такой деятельности. Это порождает бесконечное количество конфликтов, в том числе с трагическими последствиями. Надо отметить, что проблема заключается не только в жестких методах коллекторских агентств, банковские службы взыскания тоже нередко переходят допустимые границы воздействия на должников.
Люди жалуются на это в проект ОНФ «За права заемщиков» и в другие общественные организации, где им оказывают поддержку, однако усилиями одних общественников без правоохранительных органов и без законодательной базы проблему решить нереально.
Попытки создать закон о взыскании длятся уже не первый год, и в начале осени Минэкономразвития РФ предложило очередной вариант, в котором эксперты нашли немало ошибок и противоречий. При этом необходимость наличия регулятора и установления четких правил игры не подвергается сомнению даже самими коллекторами (из числа добросовестных). По сути, сейчас на «черных» взыскателей можно пожаловаться только в правоохранительные органы, и то если речь идет уже о прямой угрозе жизни и здоровью (что необходимо еще и зафиксировать).
На фоне кризиса столкновения коллекторов и антиколлекторов становятся все больше похожи на сюжеты из 90-х годов. Недавно СМИ писали о том, антиколлекторы даже наняли для охраны должников местное казачество с плетками и шашками. Среди антиколлекторов (или раздолжнителей) есть как чистой воды мошенники, так и более или менее легальные юридические фирмы, предлагающие своим клиентам побороться за незаконно, по их мнению, начисленные пени и штрафы.
Согласно результатам всероссийского опроса Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), проведенного для ОНФ этой весной, 70% россиян в течение года встречали рекламу с предложением помощи «урегулировать» проблемы с кредитом, однако лично за такой помощью обращались только 4% респондентов. Большинство россиян убеждены, что организации, официально предлагающие гражданам платные услуги по решению проблем с выплатой кредитов, – это мошенники (72%), и только 7% полагают, что это серьезные организации, в которых работают специалисты, способные помочь с погашением кредитных обязательств. При этом, судя по активности и количеству подобных компаний, дела их обстоят совсем неплохо.
«Раздолжнители» обещают помочь уклониться от исполнения обязательств по кредитным договорам. Однако зачастую их советы являются некорректными и лежат вне правового поля, а проблема с выплатой кредита не только не решается, но и усугубляется тем, что заемщик оплачивает услуги «раздолжнения». В то же время на его долг набегают еще большие пени и штрафы, плюс он сам приобретает репутацию злостного неплательщика из-за отказа общаться с кредитором (а именно это является основной рекомендацией от подобных компаний).
Несмотря на то, что рынок «долгового освобождения» явно отдает массовым мошенничеством, доказать что-то в судебном порядке чрезвычайно сложно. Да, для совсем тяжелых случаев заработал институт частного банкротства, но практика его применения еще только складывается, и этими процедурами пока охвачены лишь около 2 тыс. должников.
Вообще, наличие двух противостоящих друг другу сегментов рынка взыскания – коллекторов и «раздолжнителей», посредников с миллиардными оборотами – говорит о том, что государственные механизмы защиты прав участников кредитных правоотношений неэффективны, а законодательная основа недостаточна. В результате конфликтные отношения все чаще разрешаются «по понятиям», а рынок взыскания все более перетекает в «серую» зону. Но складывается впечатление, что это никого не волнует.
«До каких пор данная ситуация будет продолжаться? Сколько еще людей должны пострадать, чтобы кто-то на них обратил внимание? Это вопрос к правоохранительным органам и к регуляторам. Мы не должны откатываться к криминальным способам решения конфликтов в стиле 90-х годов, необходимо сделать процедуру взыскания поднадзорной и что-то решить с теми, кто раздает щедрые обещания по поводу возможности не платить по кредитам», – заключил руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков», заместитель председателя комитета по экономической политике Госдумы Виктор Климов.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.