Зачем ВЭБу 1,5 триллиона от государства? — эксперты
Максим Васин, начальник аналитического отдела Национального рейтингового агентства:
— Внешэкономбанк нуждается в капитале, который был частично потерян при кредитовании проектов, приоритетных для государства.
Мы предполагаем, что среди таких проектов были олимпийские стройки в Сочи, а также, возможно, кредитование оборонных предприятий, инфраструктурных проектов и проблемных банков (включая ипотеку и МиСБ). ВЭБ заинтересован в покрытии дефицита средств от кредитных потерь и увеличении капитала.
Вариантом решение проблемы является выкуп токсичных активов и кредитов с баланса ВЭБа на баланс “банка плохих долгов”. Если кредитовались проекты, имеющие приоритетное значение для государства, то государство должно компенсировать потери ВЭБа от проблем с такими кредитами.
Представляется, что перед покрытием потерь ВЭБа необходимо разобраться с причинами возникновения убытков – была ли в них политическая составляющая, и не связаны ли убытки с неэффективностью работы или стратегии самой организации.
— Поскольку, государство плохой собственник оно инициирует много неэффективных проектов, которые не окупаются, — говорит Заместитель генерального директора по инвестиционному анализу ОАО ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент» Андрей Верников.
Эти проекты носят разнообразный характер – Олимпийские стройки, финансирование поставок самолета SSJ 100, оборонные кредиты, стройки к саммиту АТЭС. Внешэкономбанк (ВЭБ) финансирует эти проекты и у него образуется много невозвратных кредитов из-за чего время от времени требуется докапитализация. Умерить инвестиционную активность Государства сложно – стройки к чемпионату мира по футболу 2018 идут полным ходом, и не оказать поддержку ВЭБу государство не может. Весь вопрос в механизме, каким образом будет оказана помощь ВЭБу. Государство может снизить число провальный экономических проектов, если повысит ответственность госчиновников за принимаемые решения, но это дело не ближайшего будущего.
Юрий Архангельский, начальник отдела доверительного управления КИТ Финанс Брокер:
— Деятельность Банка направлена на преодоление инфраструктурных ограничений роста, модернизацию и развитие не сырьевой экономики, стимулирование инноваций, экспорта высокотехнологичной продукции, осуществление проектов в особых экономических зонах, в сфере защиты окружающей среды, а также поддержку малого и среднего предпринимательства.
Преимуществом Банка является хорошо диверсифицированный кредитный портфель и то, что Банк является государственной корпорацией не являясь классическим банком (с лицензией ЦБ), учрежденной РФ на основе имущественного взноса.
В последнее время наблюдается снижение рейтингов Банка с негативными прогнозами, увеличение уровня просроченной задолженности и убыточность на фоне отрицательной рентабельности.
Явно банк нуждается в дополнительном капитале, деньги потребуются на вероятные дефолты по выданным кредитам, на погашение долгов по крупным проектам, в том числе на олимпийские стройки. Также деньги могут понадобиться на санации других банков и наверняка есть еще проекты, о которых мы еще пока не знаем.

Дмитрий Рябых
Дмитрий Рябых, генеральный директор группы компаний «Альт-Инвест» :
— Это решение замыкает давно уже ставший стандартным цикл «государственно-государственного партнерства», где формально существует частный инвестор, но фактически вкладываются только бюджетные деньги. В данном случае значительная часть инвестиций относилась к Олимпиаде, но не только к ней, схема используется очень широко. Упрощенно она выглядит так. Частный инвестор вкладывает в проект 10-20%, причем часто под государственные гарантии, а остальные 80-90% оформляются как кредит без адекватного залога или обеспечения. Свой небольшой вклад инвестор вскоре получает назад, работая в проекте как подрядчик, а сам проект становится никому не нужен. Кредит не возвращен, но компания не банкротится. Вместо этого заемщик получает бесконечные реструктуризации, а банк – деньги из бюджета. Цикл замкнулся, в проекте задействованы только бюджетные деньги, хотя по документам он считается частным. Соответственно, исходя из суммы можно понять, что таких убыточных государственных инвестиций у ВЭБа накопилось на 1,5 триллиона.
Владимир Рожанковский, LIFA, директор аналитического департамента ИК «Окей Брокер»:
— Мотивы – те же самые, что и поиск дополнительных доходов в федеральный бюджет. Низкие цены на нефть, неэффективная фискальная система, сворачивающийся малый бизнес и сокращающийся стремительными темпами потребительский спрос. ВЭБ играл важнейшую роль как один из главных стабилизаторов двух российских кризисов – 2008-го и 2014-го годов, зачастую выдавая субсидированные и/или субординированные займы. Вечно эта ситуация продолжаться не могла, но надо иметь в виду, что ВЭБ – Too Big To Fail («слишком большой, чтобы дай сбой»), поэтому именно ВЭБ, а не Сбербанк или Роснефть и, тем более, РЖД – будет всегда стоять номером один в очереди на госвливания.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.