Греф и преференции
Греф не верит в систему квотирования малого бизнеса при закупках госкомпаний. А вот что о ней думают Никита Куликов, Павел Симаков и Кирилл Кукушкин.
Никита Куликов, исполнительный директор HEADS consulting
Преференции и квотирование не соответствуют капиталистическим идеям и дают возможность для злоупотреблений, а не порождают здоровую конкуренцию. Таким образом, данный инструмент достаточно бессмыслен — в случае если после преференций компания выйдет на свободный рынок, она вполне возможно не сумеет там адаптироваться, учитывая что из тепличных условий ей пришлось сразу вступить в бой. Таким образом, как разовая или кратковременная мера, преференции смогут помочь кому-то из представителей МСБ продержаться или даже заработать, но как долгосрочная политика государства, преференции не работают. Было бы интересно услышать по этому поводу мнение ФАС, но оно к сожалению пока не озвучено.
Павел Симаков, владелец, директор Сибирской Архивной Службы
В целом ситуация не изменится. Средний бизнес и так работает с госкомпаниями. По сути, предлагается формально обозначить то, что давно уже существует.
Тем или иным образом в процесс вовлечен малый и микробизнес. Например, у меня при выполнении заказов федеральных заказчиков, в качестве подрядчиков всегда фигурируют мои более мелкие конкуренты.
В условиях кризиса они берутся за любую работу. Фактически, моя компания выполняет высокомаржинальные части проекта, а субподрядчикам отправляем то, что мне не интересно. Так же, стоит отметить, что существующий ФЗ — 44 в настоящий момент фактически ограничил возможность мелкого и микро бизнеса участвовать в процедуре торгов. Необходимо работать с минимальной наценкой, плюс иметь свободные средства для обеспечения контрактов. Услуги банков, предоставляющих гарантии, для мелкого и микробизнеса достаточно дороги.
Кирилл Кукушкин, аналитик Национального рейтингового агентства
Вынужден согласиться с г-ном Грефом. Квотирование — это абсолютно нерыночный механизм. Предприятия малого и среднего бизнеса, которые уже вовлечены в работу с госзаказчиками, имеют необходимые для этого ресурсы и опыт, по праву заслужили свою долю в объеме госзакупок за счет своих конкурентных преимуществ.
Работа особенно с малыми предприятиями сопряжена с бо́льшим риском для заказчика, на который компании идут неохотно – в вопросах выбора контрагента важными критериями являются его финансовая стабильность, время существования и репутация на рынке. При выборе контрагента Компании применяют жесткий фильтр, который малые предприятия проходят с трудом. В условиях еженедельного отзыва лицензий в числе факторов риска можно выделить и банки, в которых малые предприятия проводят расчеты и держат средства, отдавая предпочтение при выборе финансовой партнера иным преимуществам банка, но не его надежности.
Кроме того, квотирование приведет к номинальному росту количества предприятий, попадающих в категорию малых и средних, за счет создания юр лиц, связанных (де факто) с крупным бизнесом, таким образом формально госкомпании будут исполнять предписание постановления по обеспечению заказом малого бизнеса, но фактически исполнителями контрактов будут все те же корпоративные структуры, имеющие часто тесные связи с самим заказчиком.
Дополнительное стимулирование вместо квотирования, за которое ранее выступал крупный бизнес, учитывая российскую специфику, привело бы к злоупотреблениям, и не исключаю, что появились бы случаи превышения сегодняшних квот. Наиболее эффективным видится поддержка МСБ за счет увеличения доступности и объемов субсидирования и кредитования, что даст наибольший импульс в развитии малого и среднего бизнеса, приведет к росту конкурентоспособности и естественному перераспределению госзакупок на предприятия этого сегмента.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.