Турецкие узлы
Каковы будут внешнеполитические, внутриполитические и экономические последствия конфликта с Турцией? Комментируют Илья Рогов, Павел Кригер, Григорий Луговой.
Илья Рогов, доцент кафедры социологии Южно-Российского института управления РАНХиГС, кандидата философских наук
Сбив российский самолёт, Турция завязала сразу несколько узлов в международных отношениях.
Во−первых – поставив под удар совместные экономические проекты. Конечно, челнокам никто не запретит ездить в Турцию и покупать там товары лёгкой промышленности. А туристический бизнес снизится. Если бы это был отдельный случай, отдыхающие могли бы «не заметить». Но публика, подогретая недавним терактом аэробуса А321 в Египте, сократила бы свои поездки даже без всяких предупреждений Ростуризма. Хотя, по ряду косвенных признаков, «турецкий поток», анонсированный как альтернатива «Южному потоку» не был столь же приоритетным проектом для Москвы, после 24 ноября Москва вряд ли станет тянуть трубу в ближайшие сроки. Непонятно, о чём думали турки.
Во−вторых – Турция напомнила о себе как о стране, поддерживающей терроризм. Сейчас как−то забыли, но в период 90−х годов Турция поддерживала боевиков на Северном Кавказе и поощряла сепаратистские движения северо−кавказских республик. Вряд ли Россия станет в отместку спонсировать курдские сепаратистские движения в самой Турции, которые и без России себя там неплохо чувствуют, но теперь любой сепаратизм в регионе можно будет списать на обострение взаимных отношений.
В−третьих – Турция создала прецедент в современной истории, когда страна НАТО осуществила военный удар по российским вооружённым силам. В период Холодной войны такое не было редкостью, и Советский Союз сбил почти полсотни самолётов альянса, но последние тридцать лет протекали в более цивилизованной обстановке. Так, по крайней мере, казалось.
Вероятнее всего коллеги в Брюсселе объяснят туркам, что пресловутая пятая статья на этот случай не распространяется, и, в случае ответа они останутся один на один со своими проблемами. Поэтому, каков будет публичный ответ Москвы – сейчас самая важная переменная в разыгрываемой ближневосточной партии.
Павел Кригер, исполнительный директор Русско-Турецкого правового центра
Видим два варианта развития событий — либо введут временные санкции (по турпутевкам, закупке продовольствия, в том числе и для Крыма, совместным проектам и т.п.), причем с обоих сторон, после чего договорятся и все сойдет на нет. Либо и та, и другая сторона пойдет на обострение до конца — будут поочередно вводиться экономические (дипломатические и военные меры) воздействия — в таком случае обстановка и в той, и в другой стране будет существенно ухудшаться.
Туристическая отрасль — в настоящее время не туристический сезон, поэтому, на мой взгляд, делать какие-либо выводы необъективно (затянется ситуация до будущего сезона). Если ситуация с запретом продажи туров в Турцию продолжится до лета — и та, и другая сторона потеряют огромные деньги. Не стоит забывать, что если в Турции под удар попадут отели, рассчитанные на средний класс (а именно в таких отдыхают большинство россиян), то в России запрет на продажу туров в Турцию грозит банкротством мелкий и средних туристических фирм. На рынке останутся только гиганты (что просто замечательно с точки зрения нынешнего российского государства — контролировать все и давлеть над всеми).
Экономическая ситуация — при затягивании и нагнетании конфликта — экономические последствия для обеих стран будут ощутимыми. Турция потеряет огромный рынок сбыта для текстильной промышленности, продовольствия, овощей-фруктов, мясной продукции, мебельной продукции — как это может отразиться на экономике Турции — в первую очередь, обесцениванием лиры (которая за последний год и так потеряла около 30%), перенасыщением собственного внутреннего рынка, банкротством небольших производителей. С другой стороны — России при данном развитии сценария грозит более активный рост цен на политическая система ни была декларирована в Конституции Турции, здесь каждые ребенок знает, что любые политические (и не только) решения зависят только от одного человека — Президента Турции. Таким образом, Эрдогана не поддерживают 60% турецких граждан.
Кроме того, от оппозиции, да и от простых граждан нередко можно услышать о неверной и недальновидной международной политике, которую проводит правящая партия во главе с Реджепом Тайипом Эрдоганом в последние 12 лет — нестабильные отношения с сопредельными государствами — Ираком, Ираном, Израилем, Сирией, Европейским Союзом, а теперь и с Россией. Эрдоган, являясь довольно амбициозным человеком и политиком, зачастую не умеет действовать в кризисных ситуациях, не являясь гибким дипломатом. Кроме того, если Россия введет экономические санкции против Турции, то средний класс турецкой нации, который в настоящий момент если не поддерживает Эрдогана, то относится к нему довольно лояльно (именно он и составляет 10% голосов, отданных в ноябре за правящую партию, как голоса, отданные за экономическую стабильность), будет настроен крайне оппозиционно, поскольку к противоречиям внутриполитическим (и религиозным — проведение в жизнь политики «мягкого ислама»), прибавится еще и экономическая составляющая.
Кратко — если среднему класс в Турции станет жить экономически тяжелее, то внутриполитическая обстановка в Турции существенно ухудшиться. В настоящий момент Эрдогана ценят именно за то, что он сумел вывести Турцию в экономическом плане на высокие места (в том числе и в мире) по многим показателям, экономика в Турции работает, она диверсифицирована и не зависит от одного источника поступлений.
Внешнеполитические — Турция, являясь членом НАТО, до определенного момента умело лавировала между странами Альянса, ЕС, Россией, Ираном, находясь в довольно близких отношениях с Израилем и Сирией. В настоящий же момент, на мой взгляд, мы видим в Турции полное фиаско международных амбиций Эрдогана, до определенного момента, лелеющего надежду стать лидером суннитских стран Ближнего Востока, поддерживая братьев-мусульман в Египте, отправляя ИГИЛ оружие в грузовиках через Рейханлы под прикрытием МИТ — турецкой спецслужбы (и его начальника Хакана Фидана, одновременно являющегося близким другом Эрдогана). Однако, его надежды на лидерство в суннитском мире не оправдались. В сегодняшних выпусках турецких газет довольно известные турецкие журналисты пишут примерно одно и то же — Америка и некоторые страны Альянса втравила нас в заваруху с российским самолетом, но в нужный момент дислоцируются все, а Турция останется один на один со своими проблемами и расхлебывать кашу будет в одиночестве.
Григорий Луговой, PR-консультант Онлайн-трэвел агентство Biletix
Количество самостоятельных российских туристов в Турции за год увеличилось на 53%.
Согласно статистике одного из крупнейших российских онлайн-трэвел агентств Biletix, количество продаж авиабилетов из России в крупнейшие города Турции осенью 2015 года увеличилось на 53% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Наиболее популярными направлениями осени по турецкому направлению стали Стамбул, Анталия, Анкара и Измир. Средний чек из Москвы в данные города вырос с 13 371 рублей до 15 511 рублей, то есть на 16%.
Рост популярности Турции среди российских самостоятельных туристов связан не только с ее туристической привлекательностью, но и интенсивностью бизнес-контактов, а также наличием большой российской диаспоры, проживающей в Турции, отметили в агентстве.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.