Процент вверх?
Как оценивать прогнозы Алексея Улюкаева и Дмитрия Медведева о возобновлении роста российской экономики в 2016 году? Комментируют Андрей Верников, Арсений Поярков, Владимир Малиновский, Дмитрий Некрасов, Никита Куликов.
Андрей Верников, заместитель генерального директора по инвестиционному анализу ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент»
В последнее время мы наблюдаем еще одну волну снижения цен на нефть, к которой российская экономика пока не адаптировалась. Если цены на нефть останутся на уровне 40 долларов на баррель российская экономика адаптируется к ухудшившимся условиям в середине 2016 года. О возобновлении роста можно будет говорить во второй половине 2016 года. По нашем расчетам, по итогам года российская экономика просядет примерно на 1%, но в конце года в экономике будут наблюдаться позитивные тенденции. К примеру, оживут моторы кредитования – предприятия станут более охотно брать кредиты. В первой половине 2016 года возобновление роста российской экономики маловероятно.
Премьер заявил, что по оценкам аналитиков, в результате «антитурецких» мер инфляция в стране может вырасти на 0,2%-0,5%. Цифра небольшая но она повышает инфляционные ожидания. В момент когда в стране растут инфляционные ожидания, ЦБ сложно снижать ставку и делать кредиты более доступными. Непонятно, что станет мотором роста экономики в первой половине 2016 года. Остается уповать на рост цен на нефть.
Арсений Поярков, управляющий директор «БизнесДром»
У российской экономики, к нашему сожалению, нет ни единого шанса показать реальный рост в 2016 году. Если вывести за скобки цены на сырье, в том числе на нефть, которые по сути определяют российский бюджет и формируют основные доходы, все остальные секторы экономики находятся в глубочайшем кризисе. Самое обидное что кризис этот абсолютно рукотворный. В первую очередь он связан с уничтожением независимого частного бизнеса путем ежегодного увеличения числа проверяющих, отчетности, введения дополнительных ограничений на деятельность.
Банк России старательно зачищает финансовый рынок, вводя всё более и более жесткие требования для участников. Реальное производство не может подняться из-за недоступности кредитов и падения общего спроса. Сфера услуг также не может существовать без спроса, тем более что целые сегменты вроде туристической отрасли в следующем году понесут колоссальные потери из-за макроэкономического фактора. Есть шанс подрасти у сельскохозяйственных производителей, но на общей картине это никак не отразится.
Для возобновления роста нужна какая-то база, которая будет расти. Помимо мировых цен на ресурсы этой базы в современной российской экономической реальности пока не наблюдается.
Владимир Малиновский, начальник аналитического департамента голландской инвестиционной компании Schildershoven Finance
Считаем, что если в следующем году российская экономика и сможет показать положительную динамику, то это будет скорее связано с некоторой стабилизацией ситуации с одной стороны и эффектом низкой базы — с другой. Учитывая, что текущие прогнозы не превышают 1% роста, то появление дополнительных шоковых факторов – таких как новое снижение цен на нефть, осложнение геополитической ситуации или ухудшение состояния глобальной экономики, этот ожидаемый
рост может достаточно легко трансформироваться в очередное падение.
Дмитрий Некрасов, президент Инвестиционно-строительного холдинга «ВестаДом»
Вопрос в том, что мы подразумеваем под ростом экономики. Предположения о том, что экономика в 2016 году вырастет на 1-2% не беспочвенны и могут сбыться. Однако подобный рост (в особенности после резкого сокращения экономики за два последних года) скорее следует назвать стагнацией. Доходы населения, незначительно, но продолжат сокращаться. Во многих секторах экономики кризисные явления будут только нарастать. Резервы государства продолжат сокращаться. Перспектив того, что экономика вернется на траекторию роста в 5-7%, к которой мы привыкли в 2000-е годы, не просматривается. Структурные проблемы не решены, инвестиционный климат только ухудшается, драйверов роста не просматривается.
Таким образом, в ближайшие несколько лет российская экономика будет пребывать в стагнации: один год — процент вверх, один год — процент вниз. На уровень 2013 года мы вернемся еще очень нескоро. Тем не менее я согласен, что в 2016 году мы получим скорее процент вверх, нежели процент вниз.
Никита Куликов, исполнительный директор HEADS Consulting
Учитывая что падать экономике уже особо и некуда, и она уже в достаточной степени «утрамбовалась», пусть и с некоторыми допущениями, рост в 2016 году вполне вероятен, в том числе и по следующим принципам: 1. возможная отмена санкций, 2. рост влияния России на мировой арене в связи с действиями по борьбе с мировым терроризмом, 3. достижения положительных результатов по имортозамещению, которые как раз и должны начать проявляться начиная с 2016 года, 4. цикличность экономических процессов. таким образом, согласно сразу нескольким факторам, такой прогноз Улюкаева аи Медведева скорее вполне реальный, чем оптимистичный.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.