Из двух зол выбирают меньшее
По результатам исследования KPMG, ужесточилась практика налоговых проверок, менее лояльно к бизнесу стали относиться суды. С чем это связано и как сказывается на бизнесе? Комментируют Юрий Спиридонов, Максим Гладких-Родионов, Александр Житнич, Денис Зайцев, Никита Куликов, Мария Артемова.
Юрий Спиридонов, президент Российского инвестиционного агентства «Инвестируйте в Россию»
В России ужесточились налоговые проверки, показали данные экспертного исследования. Это закономерно, при ухудшении экономической ситуации в стране правительство всегда стремится увеличить доходы бюджета за счет повышения собираемости налогов. И если выбирать между ужесточением налоговых проверок и повышением налоговой нагрузки, безусловно, предпочтительным вариантом выглядит усиление администрирования.
Налоговые поступления составляют более половины доходов российского бюджета. Основные источники поступлений — налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налог на прибыль, налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на добавленную стоимость (НДС).
И по всем этим налогам в абсолютных цифрах выросли поступления в бюджет по сравнению с 2014 годом, если судить по данным Федеральной налоговой службы (ФНС) за январь–октябрь 2015 года. В абсолютных цифрах наибольшую прибавку поступлений в бюджет обеспечили НДС — на 322,4 миллиарда рублей, НДПИ — на 300 миллиардов рублей и налог на прибыль — на 296,5 миллиардов рублей. А с точки зрения темпов прироста лидирует НДС, его поступление увеличилось на 18%.
Но если посмотреть внимательнее, то рост поступлений отнюдь не во всем связан с ужесточением налоговых проверок. Сами налоговики считают, что повышение собираемости налогов обеспечивает примерно четверть прироста налоговых поступлений по прибыли и по НДС и треть прироста по налогам в целом.
Например, рост поступлений НДПИ объясняется как повышением ставки налога на добычу нефти, так и увеличением объемов добычи, которая в этом году достигла рекордного уровня для постсоветского периода.
Рост поступлений от НДС сами налоговики связывают с введением автоматизированной системы проверок, которая улучшила собираемость налога. Однако не стоит забывать, что росту поступлений от НДС объективно способствовало повышение цен в России. В то же время рост цен привел к сокращению торгового оборота, что должно было снизить поступления. Поскольку поступления все-таки выросли, можно сделать вывод, что либо тут, действительно, сработали налоговики, либо сокращение товарооборота пока не стало критичным и потребительский спрос остается достаточно высоким.
Поступления от НДФЛ увеличились на 105 миллиардов рублей, в четком соответствии с ростом зарплат россиян в абсолютных цифрах, который зафиксировал Росстат — и тот, и другой показатель увеличились на 5%. Тут следов ужесточения налоговых проверок не просматривается.
В целом налоговые поступления в консолидированный бюджет за первые десять месяцев 2015 года увеличились на 1,2 триллиона рублей (примерно на 11%) и составили 11,7 триллиона рублей. Более значительно выросли доходы федерального бюджета — на 724 миллиарда рублей, до 5,9 триллиона рублей. В консолидированные бюджеты регионов по сравнению с аналогичным периодом 2014 года поступило на 439 миллиардов рублей больше, что в общей сумме составило 5,8 триллиона рублей.
Максим Гладких-Родионов, генеральный директор аудиторской компании «Уверенность»
Думаю, что связано это с острейшей необходимостью пополнения бюджета. Инспекторы, проводящие проверки, должны выполнять план, соответственно, они попросту не могут уйти с проверяемого предприятия без выявленной недоимки по налогам. Правда, здесь необходимо отметить и то, что совершенствование налогового администрирования, использование в работе различных обширных баз данных, новый порядок проверки деклараций по НДС — все это позволяет налоговикам очень быстро находить различные налоговые правонарушения.
Суды, в свою очередь, помимо общей установки (все то же пополнение бюджета), руководствуются многочисленными разъяснениями и толкованиями, выпущенными ВАС, ВС, КС, служащими той же цели. Конечно, на бизнесе такая практика сказывается плачевно. Ведь под налоговый пресс попадают реально работающие компании, которые не могут просто исчезнуть при назначении выездной налоговой проверки и вынуждены платить недоимку в соответствии с планами налоговиков.
Мало того, что наша налоговая система сама по себе поощряет потребление в ущерб производству, что в конечном итоге приводит к сокращению взимаемых с предприятий налогов, так еще и нынешняя политическая и экономическая ситуация никак не мотивирует предпринимателей вкладывать деньги в развитие бизнеса (ярким примером этому служат рекордные суммы дивидендов, выплачиваемых, по словам министра финансов, компаниями своим акционерам).
Налоговая база сокращается, а перед ФНС все равно стоит задача увеличения не только собираемости, но и сумм налогов. И без постоянного ужесточения проверок здесь никак не обойтись. Правда, процесс этот не может быть бесконечным — он прекратится тогда, когда у компаний попросту кончатся деньги. И это время уже не за горами.
Александр Житнич, управляющий партнер «Алариус Консалтинг»
Налоговый контроль планомерно ужесточается последние 5-7 лет. При этом упор делается на автоматизированный камеральный контроль, а выездные проверки будут проводится лишь в тех компаниях, где налоговые органы будут уверены в доначислениях.
Не удивительно, что судебная практика в отношении налогоплательщиков ужесточается, поскольку фильтр обязательного досудебного урегулирования мешает дойти до суда таким налоговым делам, по которым успех налогового органа не очевиден.
Компаниям не использующим схемы агрессивного налогового планирования и оптимизации НДС на мой взгляд выездных проверок в настоящее время бояться не надо, поскольку основной упор в своей деятельности налоговики делают именно на борьбу с использованием «фирм-однодневок» и получением необоснованной налоговой выгоды.
Денис Зайцев, советник адвокатского бюро DS Law
Ужесточение (усиление) налогового администрирования связано с дефицитом бюджета, во многом вызванным внешнеэкономической обстановкой. В свою очередь, усиление «собираемости» налогов стало единственным в глазах финансовых ведомств инструментом по пополнению бюджета налоговыми доходами после того, как Президент России в ежегодном послании Федеральному Собранию дал обещание зафиксировать действующие налоговые условия до 2018 года.
Для бизнеса на практике усиление налогового контроля ведет к увеличению временных и финансовых издержек, связанных с взаимодействием с налоговыми органами и судами.
Никита Куликов, к.ю.н., исполнительный директор HEADS Consulting
Данные процессы связаны с проблемой наполняемости казны и формирования бюджета на фоне резкого падения экономики, оттока капитала, низкой потребительской способности и слабой реализацией программы по амнистии капиталов выведенных в оффшоры.
Тем не менее, а фоне общего падения выручки и ухода с рынка компаний-налогоплательщиков, общий сбор налогов по России вырос порядка на 15-18% по сравнению с прошлым годом, что несомненно связано с усилившейся борьбой с серыми и иными незаконными схемами, борьбой с «обналом» и ликвидацией ряда банков занимавшихся такой преступной деятельностью.
В итоге такая борьба и вылилась в такие длительные и тщательные налоговые проверки, благодаря которым и выискиваются такие дополнительные денежные средства для пополнения российского бюджета.
Мария Артемова, финансовый директор «Беркшир Адвайзори Групп»
Судя по имеющийся у меня информации, проверки сохранились на прежнем уровне, при условии, что компания ведет прозрачный бизнес.
Если же у налоговой инспекции возникнут подозрения в том, что компания скрывает доходы либо признается в не существующих расходах, тем самым снижая налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и НДС, это возможно. В таких обстоятельствах у налоговиков появились дополнительные полномочия для проведения проверок, помимо ранее существующей встречной проверки.
Что касается судебной практики, много споров на данный момент возникает по вопросу оспаривания кадастровой стоимости имущества, необходимой для расчета налога на имущество. Нередко, но далеко не всегда суды и отдельные судьи находятся на стороне налогоплательщика. Однако существует большая судебная практика по оспариванию штрафных санкций, доначислений по прочим налогам (налог на прибыль, НДС и др.), когда суд выступает поддерживает налогоплательщика, который имеет доказательство своих прав.
Впрочем, стоит отметить, что нередко налогоплательщики не идут на судебный спор с налоговой во избежание проблем в будущем.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.