Налог — для равенства
«Налог на Гугл» скорее всего будет принят. Комментируют Евгений Карюк, Владимир Княжицкий, Валентина Дублина, Александр Вечерский, Денис Зайцев, Владимир Миролюбов, Ольга Горчицына, Александр Симонцев, Анатолий Чургель, Эрик Фейзуллов.
Евгений Карюк, исполнительный директор компании «Биплан»
В этом законе нет ничего удивительного, потому что он аналогичен изменениям, которые вступили в силу в Европе с начала 2015 года. Если компания продает свой товар на территории конкретной страны, получая ощутимый доход от населения, то и налоги она должна платить там же. Сегодня четко прослеживаются лидеры мирового рынка, способные не просто продавать свой продукт на равных условиях, но и пользоваться методом автоматической предустановки приложений. Достаточно вспомнить недавние разборки Яндекса с Google, победу в которых одержала российская компания.
Такая инициатива депутатов вполне логична и обоснована, так как способствует пополнению бюджета примерно на 53 млрд рублей в год, а вопрос доходов сейчас максимально актуален. Еще одним важным фактором станут равные условия на рынке, помогающие отечественным компаниям набирать обороты и развиваться. Думаю, Apple и Google не сильно удивятся подобному закону, а примут его как данность, с учетом их ежегодного дохода в России, около 300 млрд рублей. Никто не захочет терять прибыль, даже если это не самый большой кусок пирога их доходов.
Владимир Княжицкий, генеральный директор ГК «Фаст Лейн» в России и СНГ
В ИТ есть такой термин «костыли». Он означает неудобное решение, которое противоречит общим принципам и архитектуре системы, но позволяет быстро решить локальную задачу.
То, что предлагают наши депутаты, равно как и аналогичные решения правительств ряда других стран, это – «костыль». Да, эти решения помогают увеличить фискальные поступления, но они противоречат основополагающим принципам развития мировой экономики, естественной эволюции. А она заключается в глобализации, тем более, в такой глобальной сфере как Интернет. Рано или поздно от решений «локальных законов работы Интернет в отдельно взятой стране» придется отказаться. Законы эволюции ИТ таковы, что будут появляться новые методы и подходы обойти такой закон. Но как кратковременная мера, которая позволит увеличить поступления в бюджет, наверное, она имеет право на существование.
Валентина Дублина, адвокат
Как любая инициатива, проект введения так называемого налога на Google имеет свои плюсы и минусы. Среди несомненных плюсов – увеличение поступлений в бюджет за счет миллиардов долларов, которые придется отчислять всем интернет-компаниям, присутствующим на российском рынке. При продаже контента или софта российским резидентам компании должны будут уплачивать НДС по российским правилам. Технически это сделать не так сложно – обязать всех продавцов встать на учет в ФНС, определять покупателей по IP-адресу или банковской карте.
Александр Вечерский, директор по связям с общественностью «Селектел»
В поручении президента поставлена задача разработать поправки в законодательство, которые обеспечили бы равные условия работы интернет-компаний в России. Пока не ясно, как это будет реализовано, регулирующие ведомства должны подготовить свои предложения. Один из возможных сценариев — введение НДС при продаже в России услуг зарубежными интернет-компаниями, например, Google и Apple.
В ЕС с 1 января 2015 года НДС от покупки электронных товаров и услуг начисляется согласно законодательству страны, в которой находится потребитель, а не государства, где зарегистрирован продавец. В России пока это правило не действует. В результате, например, на внутреннем рынке российские хостинг-провайдеры, которые платят НДС с оказанных услуг по местному законодательству, находятся в заведомо невыгодной позиции по отношению к зарубежным конкурентам. Мы несём более высокую налоговую нагрузку, в то время как цены для клиентов мы должны держать на уровне рынка, в том числе западных компаний.
Когда с ослаблением рубля относительно доллара и евро, тарифы российских хостинг-провайдеров стали выгоднее, чем у зарубежных хостеров, мы увидели значительный рост клиентов. Компании и частные лица переходили от иностранных поставщиков на хостинг в Россию. Урегулирование вопроса с уплатой НДС еще больше усилит конкурентоспособность российских компаний.
Денис Зайцев, советник адвокатского бюро DS Law
Идея обеспечить равные условия работы интернет-компаний в России, безусловно, заслуживает внимания.
Однако реализация такого начинания через введение НДС для иностранных интернет-компаний выглядит достаточно спорной по ряду причин.
В настоящее время операции по предоставлению в пользование программ ЭВМ освобождены от обложения НДС не только для иностранных компаний, но и для российских налогоплательщиков (пп. 26 п.2 ст. 149 НК РФ). То есть формально равноправие уже соблюдается, а изменение налоговой составляющей в данной части приведет к нарушению баланса.
Также следует напомнить, что те же Google Play и AppStore выступают продавцами не только иностранного софта, но и продуктов от российских разработчиков. Получается, если услуги таких магазинов будут обложены НДС, пострадают, в большей степени, как раз производители российского софта, которым (с учетом политики единой цены) будет просто поступать меньшая сумма вознаграждения за счет «удержания» местных применимых налогов.
Как следствие, выполнение поручения без учета всей специфики интернет-коммерции может не только не помочь отчетственному бизнесу, но и создать дополнительные трудности в развитии российских интернет-компаний.
Также стоит напомнить, что в конце предыдущего года (24 декабря 2015 года) депутатами Государственной Думы уже внесен законопроект, предлагающий ввести НДС для иностранных интернет-компаний. Возможно, за основу будет взят именно этот проект. Вместе с тем, предложенный депутатами способ «уравнивания» в правах иностранных и отечественных интернет-компаний, к сожалению, обладает рядом значительных недостатков, в том числе не дает четкого понимания, как идентифицировать российского покупателя, тогда как именно к нему предлагается привязать налогообложение российским НДС».
Владимир Миролюбов, руководитель PLANO (Ярославль)
На вопрос можно посмотреть с двух точек зрения.
С точки зрения государства, налоги это то, что позволяет ему жить и развиваться. Поэтому их увеличение, тем более такое существенное как налоговые поступления от продажи цифровых товаров, кажется, что пойдут государству во благо.
С другой стороны, уверен, что любой предприниматель воспримет увеличение налога на свой бизнес негативно. Если рассматривать ситуацию, например, с тем же Apple Store, то стоит отметить, что компания до последнего сдерживала рост цен на контент для российского сегмента покупателей в своем магазине и считала $1 по курсу чуть ли не в 30 рублей вплоть до конца 2015 года. И это с учетом того, что цены на товары определяет не компания, а производители контента, т.к. Apple выступает агрегатором и зарабатывает на 30% комиссии с таких продаж.
Учитывая, что та же компания Apple сейчас переживает не самые лучшие времена (падение продаж и выручки), думаю, что в конечном счете, они как продавцы перезаложат выплату налогов на плечи конечных потребителей, т.е. на граждан того государства, которое обяжет их платить налоги — так поступали и поступают почти все крупные корпорации.
Ольга Горчицына, координатор проектов ЭТП ТендерПро
Точной информации о том, какие налоги и в каком виде будет введены, пока нет. Вопрос будет прорабатываться до 1 сентября.
Скорее всего, данный вопрос нужно рассматривать с точки зрения поддержки отечественного производителя. Несмотря на то, что интернет – компании ведут свою деятельность в сети, все они имеют место регистрации и место уплаты налогов. Как и многие бизнесы, они стараются минимизировать расходы и регистрируются в низконалоговых зонах, у которых с Россией есть соглашения об избежании двойного налогообложения (не оффшорах).
В остальных странах у этих компаний обычно есть официальные представительства, которые несут налоговое бремя в соответствии с законами страны. Если обложить налогом головное предприятие, то получится конфликт — двойной НДС. Однако по факту такие компании действительно имеют меньшую налоговую нагрузку, что ведет к неравной конкуренции. Этот перекос и будет пытаться нивелировать новая инициатива.
Александр Симонцев, посол ЖЖ в Хабаровске, Сообщество блогеров Дальнего Востока
Любой налог со стороны государства преследует как минимум две цели — получение нового источника доходов в бюджет или же регулирование происходящих в государстве процессов. В данном случае приоритет того или иного стимула выявить трудно. С одной стороны государству нужно срочно пополнять стремительно пустеющую казну, с другой важно продемонстрировать хотя бы какой-то рычаг давления на своих экономических, а скорее идеологических оппонентов на западе. На мой взгляд и в данном случае столь неуклюжая попытка государства регулировать происходящее в интернете будет обречена на провал. Дополнительные расходы у западных компаний не возникнут, они вполне могут их возложить на покупателей, а те в свою очередь будут искать альтернативные варианты приобретения желаемого без наценки. Пополнение бюджета если и произойдет, то незначительное, а вот репутационные риски внутренние инвесторы в лице граждан России обязательно учтут. Патриотизма это точно не добавит, зато больше пользователей сменят адрес своей регистрации с РФ на другую, более лояльную к свои гражданам страну.
Анатолий Чургель, директор Некоммерческого Партнерства «ТОЛЕРАНТНЫЙ МИР»
Событие не является революционным с точки зрения финансов, так как софт есть товар, с которого можно и нужно брать НДС. А то, что нам не придется, по примеру Кубы, платить почти 5 долларов за час в сети — уже замечательно. Но здесь, как у айсберга, есть и подводная часть, которая значительно серьезнее. Именно она может существенно осложнить жизнь многим российским пользователям паутины. И связана она не с самим налогом, а с расширением защиты наших тайн со стороны родных спецслужб. И если все наши «клики», передвижения, запросы, сделанные даже через иностранные поисковики, соединят в одно большое личное досье именно в России, то надо очень и очень серьезно думать.
В том числе, например, о доступности информации на рынке — вместе с базой ГИБДД. Впрочем, это такой объем работы, для которого даже нового «Министерства правды» маловато будет. И НДС, собранного с программных продуктов, на этот проект уж точно не хватит. Может Касперский и Яндекс хотят на госзаказе подзаработать? И недавний инцидент с записью окружающих разговоров Яндекс-Навигатором был только контрольным экспериментом? Впрочем, подождем, поюзаем.
Эрик Фейзуллов, руководителя по digital-направлению PR Partner
Оцениваю инициативу однозначно позитивно. Разработчики должны быть в равных условиях, иначе о каком развитии отечественного ПО может идти речь? В сегодняшних условиях этот вопрос не мог решиться иначе, это было бы абсолютно нелогично.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.