Генератор роста
Медведев на совещании в Твери назвал машиностроение точкой роста российской экономики. Комментируют Андрей Черногоров, Николай Журавлев, Олег Филиппов, Александр Федеров, Алексей Тузов.
Андрей Черногоров, генеральный директор Cognitive Technologies
Безусловно, машиностроение сегодня становится точкой роста для экономики, генератором новых прорывных технологий и идей, которые будут влиять на развитие этой и смежных отраслей на десятилетия вперед. Из выкладок дорожной карты АСИ программы AutoNet (см. график в приложении применительно к России) мы знаем, что новый глобальный виток ограничения конкуренции на автомобильном рынке и одновременно с этим драйвер для роста экономики являет собой автоматизация транспорта. После перехода на Евро-6 потенциал усовершенствования двигателей внутреннего сгорания практически исчерпан.
Опыт зарубежных компаний, таких, как Volvo и Mercedes, показывает, что для нормального функционирования систем автопилотирования необходима качественная дорожная инфраструктура. Без ровного покрытия, четкой разметки, хороших погодных условий автопилот не сможет доставить груз из одной точки в другую с необходимой скоростью. А при наличии препятствий, заранее не предусмотренных в маршрутной карте, достижение конечного пункта будет крайне затруднительным. Поэтому импульс, который получили проекты в области беспилотного транспорта на уровне руководства нашей страны, станет движущей силой для инвестиций в развитие и самой транспортной инфраструктуры в России.
В течение ближайшего десятилетия автоматические, но пока еще контролируемые оператором грузовые автомобили выедут на магистрали, и тогда возникнет необходимость в работе операторов‑ремонтников и специализированных автосервисах. Использование роботов на дорогах приведет и к модернизации грузовых терминалов. В них появятся роботизированные аппараты, автоматические весовые и сортировочные узлы. Свою работу должны будут оптимизировать и центры логистики. Таким образом, машиностроение выступает застрельщиком для целого ряда назревших модернизаций в сфере инфраструктурного развития городов.
Николай Журавлев, генеральный директор Консалтингового агентства «Мастерпланс»
Безусловно не все машиностроение, но тем не менее стало локомотивом. Спад продолжается в машиностроительных производствах, продукция которых приобреталась за счет распределения нефтяных доходов – типа производства железнодорожных вагонов. Не стало этих доходов – спрос сразу схлопнулся.
А вот один из наших клиентов – Завод пресс-форм «Калужский» не может обслужить весь поток заказов, который свалился на него с начала 2015 года. Он мог конкурировать с китайцами только за счет в 4 раза более короткого срока выполнения заказа, а по цене значительно проигрывал. После девальвации рубля китайцы утратили это преимущество. И теперь – кому захочется платить больше, ждать дольше, да еще и рисковать, у китайцев качество – это лотерея. Иногда может повезти, иногда – нет.
А теперь, после проблемы с Турцией и транзитных проблем с Украиной с рынка вылетели турецкие конкуренты. Они любили ввозить в Россию пресс-формы в обход таможенных правил. Пресс-форма за 25-40 тысяч долларов – это сравнительно небольшая железяка не привлекательного вида. Если бросить ее в фуру с дорогим товаром – таможенники на нее даже внимания не обратят. А теперь фур из Турции также не стало.
Такие заводы, как «Калужский» — это самые настоящие точки роста. Если быстро выделить им инвестиционные деньги на расширение станочного парка и на инжиниринговое ПО, они могут увеличить производство не на %-ы, а в разы. И уже ни турецкие, ни китайские производители на наш рынок техоснастки уже не смогут вернуться, даже если курс рубля в будущем вырастет.
Олег Филиппов, руководитель MBA и программ бизнес-образования ИОМ РАНХиГС при Президенте РФ
На настоящий момент гражданское машиностроение и станкостроение являются отраслями, которые испытывают максимальный груз кризиса и санкций. Ситуация в ближайшей перспективе не изменится, а оборудование отрасли будет продолжать стареть.
Однако, возможно есть и позитивные исключения в отрасли, о чем говорит Дмитрий Медведев. Нарастание напряженности в мире, в связи с военными конфликтами, способствовали росту военных заказов и некоторому улучшению ситуации на ряде машиностроительных предприятий ВПК. Говорить при этом о подъеме отечественного машиностроения в целом и тем более о росте российской экономики преждевременно, тем более что надежды на импортозамещение до сих пор не реализовались.
Александр Федeров, вице-президент по России Арабско-Европейской юридической ассоциации
Если судить по месту, где это заявил Медведев, то да, действительно стало. Особенно для предприятий, способных выпускать продукцию двойного назначения. Особенность российского машиностроения в настоящее время в том, что стартовать почти с нулевой точки в любом случае рост.
Если государство поможет с внешнеторговыми контрактами для предприятий отрасли, в тот же Египет и другие страны Ближнего Востока и Латинской Америки, то да — это станет точкой бурного роста.
Алексей Тузов, автомобильный эксперт
Помимо судостроения и авиационной промышленности основными направлениями в отрасли транспортного машиностроения является автомобилестроение и железнодорожный транспорт. Автомобильная промышленность является самой крупной отраслью машиностроения, на ее долю приходится около 27% всего совокупного выпуска. В российском автопроме задействовано около 900 тыс. человек. Доля автомобильной промышленности в ВВП страны составляет чуть более 1%. Следует отдельно отметить, что экспорт продукции машиностроения за прошлый год вырос в денежном эквиваленте на 16,8%. Более того, это единственная экспортная отрасль, которая в 2015 году не только не снизила результаты, но и нарастила показатели. Таким образом, продажи продукции российского машиностроения сохраняют тенденцию к росту, заложенную ещё в начале двухтысячных годов. В прошлом году серьёзный рост показало производство наземного транспорта, в первую очередь легковых автомобилей +70,1%.
В то же время стоит отметить, что уровень рентабельности машиностроительных предприятий крайне низок, а количество убыточных предприятий достигает 60% по отрасли в целом. Официально износ производственных мощностей в машиностроении составляет около 45-55%. Реально – до 80%. Только 20% современного парка оборудования на производствах более или менее отвечают мировым стандартам, если не учитывать те предприятия, которые работают сегодня в России, но были построены западными компаниями.
Заводы, построенные иностранными компаниями, действительно отличаются новой техникой, но поскольку основную прибыль они приносят вовсе не в российский бюджет, а своим непосредственным владельцам, то говорить о том, что машиностроение уже стало точкой роста экономики РФ, преждевременно.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.