Свобода на три года

Во-первых, в условиях жесткого администрирования, за счет использования современных технологий, плановые проверки наименее эффективны, так как администрирование происходит в режиме онлайн. Большую часть информации налоговые органы получают в электронном виде, чему способствуют обязательность ведения налогоплательщиком электронного документооборота, обязательность электронно-цифровой подписи, презумпция его нахождения на рабочем месте, презумпция совпадения юридического и фактического адресов и т.д. В связи с этим, проверяющим не требуется выезжать в офис налогоплательщика и изучать его первичные документы.
При этом, проверяющие, в частности налоговые, как правило, злоупотребляют своими полномочиями по истребованию документов и информации. Как пример, согласно ст. 313 Налогового Кодекса, к документам, служащим подтверждениям данных налогового учета, т.е. к тем, которые должны интересовать налоговиков, относятся: первичные учетные документы (договоры и все, что с ними связано), аналитические регистры налогового учёта и расчет налоговой базы. Однако налоговики с фанатичным упорством истребуют регистры бухгалтерского учета, аналитические ведомости, требуют от налогоплательщика информацию о его деятельности в таблицах и прогнозах, пояснения о причинах тех или иных действий, решений и приказов, подробную информацию о контрагентах и о том, как происходил выбор контрагентов и пр.
Все это доказывает, что налоговые органы занимаются не администрированием установленных законодательством налогов и сборов, а сбором, хранением и использованием информации о всех бизнес-процессах в стране и за рубежом. Это позволяет им, с одной стороны, прогнозировать состояние налоговой базы в различных отраслях и регионах, а с другой стороны взимать прогнозируемые налоги, даже не выходя на плановые проверки. Действительно, зачем им тратить деньги налогоплательщика на выездные мероприятия контроля, когда можно так безнаказанно злоупотреблять своими правами и достигать большей собираемости налогов, не выходя из кабинета. Кстати, судебных споров на эту тему великое множество и суды все реже поддерживают налогоплательщиков, когда те отстаивают общеизвестный принцип: «Налогоплательщику разрешено все, что не запрещено законом, а налоговику запрещено все, что законом напрямую не разрешено».
Во-вторых, результаты контроля, а особенно налогового контроля, доведенные до суда, это почти гарантия доначисления недоимки. Это вряд ли потому, что налоговые органы стали лучше готовиться к судам, может и стали, но гораздо важнее то, что суды стали гораздо хуже разбираться в материалах налоговых проверок. Суды в последние два — три года утеряли свою независимость и, в большинстве случаев, если налоговому органу «удалось» что-то доначислить, выносят решение не в пользу налогоплательщика, не считаясь с законом. Таким образом, судебная система служит не интересом права, а, как в данном случае, интересам наполнения бюджета.
Такая ситуация, когда в отношении бизнеса действует презумпция налоговой виновности, совершенно не способствует его развитию. А налоговые органы, вместе с «независимыми, как солдаты» судьями, явно не понимают, что налоговое право должно служить не интересам наполнения бюджета, а целям развития отечественной экономики.
Поэтому, для повышения инвестиционной привлекательности малого бизнеса, недостаточно отмены плановых проверок. Это просто популизм и лукавство! Надо перестраивать налоговую систему, в первую очередь, в части целеполагания, и, конечно, необходимо восстановить правовой характер функционирования судебной системы. Без этих мер не только малому и среднему бизнесу будет «крышка», но и крупный бизнес начнет «съёживаться» и искать другие рынки. А государство руками своих чиновников отпилит сук, на котором сидит.
Валерия Арямова, адвокат МКА ГРАД
Внесённые в Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ кардинальные изменения (Федеральный закон от 13.07.2015 N 246-ФЗ) об освобождении субъектов малого предпринимательства от проведения плановых проверок, по сути, являются установленной на определённый период времени льготой.
Важно, что данная льгота ограничена:
— по времени – три года (2016-2018 гг.);
— по кругу лиц — субъекты малого предпринимательства (с предусмотренными законом исключениями);
— по сфере действия – в отношении проведения плановых проверок (не распространяется на проведение внеплановых проверочных мероприятий);
— по видам деятельности (к ряду видов деятельности субъектов малого предпринимательства льгота не относится);
Таким образом, субъектам малого предпринимательства предоставлена реальная возможность избежать проведения тотальных плановых проверок надзорных органов.
Вместе с тем, будет ли данная льгота эффективно работающим инструментом для развития малого бизнеса – большой вопрос, т.к.:
— согласно п. 3.1 указанного Закона действие данного закона не распространяется на проверки налоговых органов, таможенный и валютный контроль, т.е. те сферы государственного контроля, с которыми у бизнеса традиционно возникают самые большие проблемы;
— при наличия «большого желания» орган государственного надзора всегда может назначить внеплановую проверку, что нивелирует действие этой нормы.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.